Благонадежность персонала
Из стола бухгалтера небольшой фирмы в
третий раз пропали деньги, на этот раз сумма эквивалентная ста долларам
США. Директор посчитала, что этого недостаточно, чтобы вызвать милицию,
да и разрушить навсегда атмосферу маленькой, семейной фирмы не хотелось.
Но и дожидаться четвертого раза было глупо, явно у кого-то из
сотрудников это вошло в систему. Просто так систематическое поведение не
прекращается. Тогда директор вспомнила, что у нее есть знакомый
психолог и она обратилась за помощью к нам. Мы приведем тут полностью
описание процедуры установления виновного по той причине, что за
прошедшие годы у нас появились значительно более эффективные методы
работы. Но тогда, мы сделали следующее. Директор в течении трех дней
нагнетала атмосферу фразами типа: "Вот приедет психолог и узнает, тогда
разговор будет короткий!" Какой, собственно, будет разговор не
уточнялось. Честно говоря мы надеялись, что виновный сознается, а
учитывая практически семейные отношения на данном предприятии, его могли
бы даже простить. Но увы. Настал день приезда, а виновного не было. Мы
приехали на фирму и в течении часа в беседе с директором определили
группу риска. В нее вошли три женщины, двое из которых много лет были
близкими подругами. Все, в т.ч. директор, сели в круг, мы немного
рассказали о своей работе и о том, что сейчас произойдет. А потом
предложили каждому, кто сидит в кругу сказать фразу: "Я не брал(а) денег
из стола бухгалтера."
Когда очередь дошла до одной из подруг,
помните из группы риска, она встала и со слезами созналась. Нам тоже
было ее жалко, нам по-человечески понятно что эти деньги были нужны ей
для того, чтобы что-то купить для ребенка. Но мы не согласны с тем, что
метод выбранный ею приемлем. Тем более, что и атмосфера и отношения в
коллективе позволяли ей взять кредит у фирмы или одолжить нужную сумму у
коллег. Она и ее подруга помогавшая ей в краже были уволены, со
временем, как мы знаем, фирма пришла в себя и отношение взаимопонимания и
доверия восстановились.
Искренне надеемся, что и виновные вынесли урок.
Приступая к теме благонадежности мы отдаем
себе отчет в той этической ответственности, которую принимаем на себя.
Поэтому первое что мы сделаем определим что стоит за понятием
благонадежности. В основе - понятие надежности, насколько тот или иной
человек надежен и лоялен по отношению к фирме. Мы говорим, что
большинство людей в обычных, не экстремальный условиях - хорошие и
порядочные люди. Но когда внешний мир или внутреннее состояние
изменяется определенным образом то, некоторые люди способны так или
иначе предать интересы фирмы. Нет жесткой закономерности между
изменениями внутреннего и внешнего мира и неблаговидными поступками. Но
есть определенные тенденции. И если руководитель предприятия или
начальник службы безопасности научится определять эти факторы, то вполне
возможно, что убережет свою фирмы от финансовых и материальных потерь, а
кого-то из сотрудников от уголовной ответственности.
В результате длительной аналитической работы
и практического применения полученных решений появилась методика,
которая позволяет в динамике отслеживать уровень надежности. Для этого
создана специальная компьютерная программа. С ее помощью люди имеющие
соответствующий допуск, могут наблюдать как изменяется показатель
надежности у конкретного сотрудника. Или сопоставить оценки одного
сотрудника с другими оценками и принять решение о том не пора ли
провести профилактическую беседу. Или напротив, понять, что опасность
миновала и этот конкретный сотрудник вышел из зоны риска.
При разработке этой программы, как и
методики в целом детально учитывалась психология человека. Кстати
сотрудники могут ни когда не узнать, что их благонадежность оценивается.
При этом не нарушается ни одно из прав человека: никто ничего не
прослушивает и не подсматривает. Просто человек находящийся в зоне
риска, хочет того или нет ведет себя определенным образом и все что
требуется для наблюдается - знать на что обратить внимание. Таких
факторов риска около 20, поскольку такое большое количество информации
нельзя удержать и систематизировать в голове - методика
автоматизирована. Понятно, что содержание факторов не может быть
раскрыто по понятным причинам, но все они могут быть определены по
косвенным признакам, без вмешательства в личную жизнь.
Мы хотим это подчеркнуть еще раз. Люди,
которые честно работают и не помышляют темных дел против предприятия
никогда не узнают, что также были объектом наблюдения.
Кстати, можно обратиться к зарубежному
опыту, знаете ли вы, что вопреки распространенному представлению,
основная область практического применения "полиграфа" - это не допрос
преступников, а проверка служащих, нанимаемых на работу.
В 1972 году около 25 % всех фирм в США
предложили по крайней мере некоторым из уже работающих или будущих
сотрудников пройти тесты по детекции лжи, в течение года было проведено
около 400 000 танк тестов ("Таймс", 19 марта 197З года) По более полной
оценке, общее число таких обследований составляет несколько миллионов в
год. Причина проведения этих тестов может быть весьма конкретной, как,
например, желание узнать, кто запустил руку в кассу местной лавочки, или
же общей - желание выяснить, не скрывает ли будущий сотрудник
что-нибудь компрометирующее его.
Только хозяин бизнеса может принять решение
нужен ли ему такой мониторинг благонадежности, хочет ли он вовремя
узнавать, когда кто-то из его сотрудников находится в зоне риска.
Главная цель работы по определению благонадежности предупредить непоправимое...