Что помогает и что мешает общению
Основная цель общения между людьми —
достигнуть взаимопонимания. Но это сделать непросто. Почему с одними
людьми нам легко общаться, а с другими — трудно? Отчего с кем-то мы
ладим, а с кем-то все время ссоримся? Понятно, гораздо проще наладить
взаимоотношения с человеком, с которым существуют так называемые точки
соприкосновения. Прежде чем устранять разногласия, необходимо выяснить
их причины, и только после этого налаживать отношения с собеседником.
В искусстве общения очень важно уметь
выслушать и понять того, с кем вы говорите. Объяснив людям свои
намерения и соображения, из которых вы при этом исходите, вы сумеете
предотвратить множество недоразумений, ссор и конфликтов. Честность в
разговоре с собеседником часто оказывается единственным выходом из
конфликтной ситуации. Но правда должна высказываться не для того, чтобы
унизить собеседника, а, наоборот, с целью возвысить его же в собственных
глазах и прояснить вашу позицию.
Что мешает и что способствует общению?
Причины непонимания между людьми могут быть разные: политические,
религиозные взгляды, мировоззрение, психологические особенности. Однако
основная причина кроется в неумении услышать собеседника. Важнейшая
часть процесса общения — умение слушать. Если человек внимательно
слушает своего собеседника, значит он воспитан, вникает в проблему
говорящего и как бы помогает ему правильно формулировать свои мысли.
Процесс общения сложен, на него влияют различные факторы: настроение,
стечение обстоятельств, характер человека, его коммуникабельность или,
наоборот, застенчивость. В зависимости от вида общения, формального или
неформального, необходимо правильно выбирать манеру поведения, тон,
жесты, слова и выражения.
Неформальное общение — это общение дома, с
родителями и друзьями; формальное — на работе, во время учебы, с
малознакомыми людьми. В общении мы нередко допускаем то, что мешает
взаимопониманию. Это использование обидных слов и выражений,
оскорбительных прозвищ, ненужных сокращений. Способствуют налаживанию
межличностных отношений знаки внимания, способные успокаивать и
оказывать длительное воздействие. «Здравствуйте», «спасибо»,
«пожалуйста», «извините»... — эти простые слова имеют власть над нашим
настроением. Очень важно, чтобы они всегда присутствовали в общении
людей на работе, в общественных местах, употреблялись в семье.
Так что же такое культура общения? Если
человек грамотно излагает свои мысли, умеет себя вести, с уважением
относится к собеседнику, мы говорим о том, что этот человек владеет
культурой общения.
Существуют правила, выполнение которых помогает наладить хорошие отношения с людьми:
- Общение на равных, без грубости и подобострастия.
- Уважение личного мнения собеседника.
- Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват.
- Общение на уровне просьб, а не приказов.
- Поиск компромиссных решений.
- Умение ценить решение другого.
- Умение принимать опыт других.
Если человек не знает, как вступить в
разговор, то следует выбрать любую интересную тему для беседы и время,
когда человек, к которому обращаются, не занят какой-нибудь работой.
Всегда следует помнить, что другой человек — не такой, как вы, и нужно
уметь взглянуть на вещи его глазами, особенно в конфликтных ситуациях.
Уважительное отношение к человеку невозможно
без уважения его точки зрения, даже если она не сходится с вашей.
Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно только в том
случае, если научишься видеть в каждом человеке индивидуальность, то
есть те черты характера, которые присущи только ему.
Каждый из нас достоин уважения. Уважая
другого, вы уважаете себя, поэтому, если у вас с кем-то не сложились
отношения, в вашей власти приложить усилия для того, чтобы привести их в
порядок. Психологи дают хороший совет, который заключается в следующем:
не забывайте об интересах вашего собеседника. Ваш живой и искренний
интерес к тому, чем он интересуется, вызовет у него оживление и
энтузиазм.
Существует несколько важных правил
ведения открытого и честного разговора с «неудобным собеседником»,
которые надо знать и взрослым, и подросткам:
- Используйте «язык-Я». Начиная фразу со слов: «С моей точки зрения...» или «То, как я это вижу...», вы смягчите разговор и покажете собеседнику, что высказываете лишь свою точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции. Тем самым вы признаете его право иметь собственное мнение. Наверняка вас выслушают гораздо спокойнее и внимательнее.
- Старайтесь говорить о конкретном случае или поведении, не переходя на обобщения. Например, никоим образом не помогут обобщения вроде: «Не было случая, чтобы ты вовремя приходил домой (сделал уроки)». Такое начало разговора даст подростку возможность уйти от обсуждаемой проблемы. Он начнет вспоминать и доказывать, что когда-то он что-то делал вовремя.
- Постарайтесь показать собеседнику, что его поведение в первую очередь мешает ему же самому. Для того чтобы создать условия, при которых взрослый или подросток захотел бы изменить свое поведение, необходимо попытаться объяснить, как много они теряют в жизни из-за своего собственного поведения.
- Предложите собеседнику изменить манеру поведения. Объясните ему, что конкретно он может сделать в данной ситуации для того, чтобы исправить ее. Вполне возможно, что, поскольку вы не хотите его обидеть, вам будет довольно трудно высказать ему правду. Однако помните: промолчав, вы можете нанести ему вред.
Беседуя с подростком или взрослым человеком,
не рассчитывайте, что вас сразу поймут или согласятся с вами. Если в
разговоре собеседник обидится на вас, не бойтесь еще раз терпеливо
объяснить ему свою точку зрения. Внимательно приглядывайтесь к его
реакции на ваши слова. Постарайтесь добиться взаимопонимания,
используйте возврат к сказанному, переспрашивайте и поддакивайте, не
забывайте о проясняющих вопросах и о подведении итогов услышанного...
Конечно, кому-то такое налаживание отношений может показаться делом
слишком долгим, однако все это отнимет гораздо меньше времени, сил и
эмоций, чем общение типа действие—противодействие, поскольку такой
разговор вообще не дает никакого результата.
Чаще всего честность — лучшая политика в
отношениях с людьми. Удивительно, как часто мы начинает общение с
хитроумных стратегий и тактик, забывая попробовать сначала просто
высказаться начистоту. Честный диалог — самое эффективное, простое и
надежное средство для превращения конфликта в сотрудничество.