Эмоционально-личностные особенности старшеклассников, как фактор включенности в учебную группу
Общеизвестно, что школьная учебная группа - явление двойственное. С одной
стороны, она является результатом прямых и косвенных педагогических воздействий.
С другой стороны, это саморазвивающийся организм, действующий по собственно
вырабатываемым правилам, не зависящим от мнения взрослых. Эта симбиотичность
находит свое выражение в структуре группы, состоящей из систем формальных и
неформальных отношений. Общая цель совместной учебной деятельности, а также
общения школьников, реализующих адекватные этой деятельности социальные роли,
приводят к установлению системы деловых или формальных отношений. Наряду
с формальной в процессе межличностного общения формируется и неформальная
структура, которая характеризуется связями и отношениями
эмоционально-психологического характера. Эти два типа структур тесно переплетены
и взаимно влияют друг на друга, но эта взаимозависимость не лишает каждую из
подсистем реального самостоятельного существования. Система межличностных
отношений традиционно измеряется социометрическим статусом, который показывает
степень включенности личности в некоторую группу. Включенность в систему
формальных отношений может далеко не совпадать с включенностью в неформальные
отношения. Причина этому видится в неоднозначности факторов, обуславливающих
статус школьника в учебной группе.
Изучению зависимости статуса от системы групповых личностных факторов
посвящено немало исследований у нас в стране и за рубежом. Разноречивость
подходов многих авторов связана с желанием найти "общий фактор социальной
приемлемости". Но несмотря на возникающие противоречия, авторы, занимающиеся
этой проблемой, обнаруживают некоторые общие гипотезы и экспериментальные
подходы ее решения. Наиболее общая гипотеза заключается в следующем: статус
определяется особенностями группы (уровнем ее развития), особенностями
взаимодействия в ней, характеристиками социальной перцепции и т.д. Это гипотеза
относительно "группового" фактора. Что касается "личностного" фактора, то здесь
статус определяется суммой независимых качеств личности, особенностями
поведения, социально-демографическими характеристиками, внешностью,
особенностями высшей нервной деятельности. В данном исследовании речь будет идти
о "личностном" факторе. Следует отметить, что исследования в этой области
часто касались изучения мотивировок выбора. Но, как отмечает Коломинский,
результаты, полученные с помощью изучения мотивов, не будут являться
действительным доказательством наличия этих черт у детей. По результатам,
полученным таким образом, возможно построение "идеальной модели предпочтения".
"Реальная модель предпочтения" исследуется другими экспериментальными способами,
что и будет сделано в моей работе.
Целью работы явилось выявление эмоционально-личностных детерминант,
определяющих подсистемы внутригрупповых отношений. Соответственно цели
исследования были поставлены следующие задачи:
- Определить эмоциональноличностные особенности старшеклассников.
- Исследовать внутригрупповую структуру.
- Выделить подструктуры ("профили") внутригрупповых отношений.
- Определить детерминанты выделенных "профилей".
Для реализации первой задачи были применены следующие методики:
- Характерологический опросник Леонгарда.
- Методика многофакторного исследования личности Кеттела.
- Шкала социальнопсихологической адаптированности Роджерса (СПА).
- Цветовой тест Люшера.
- Методика "Незаконченные предложения".
Для реализации второй и третьей задач применялся метод социометрии,
позволяющий получить информацию о положении данного человека в системе
межличностных отношений в малой группе. Используя параметрическую процедуру,
статистически были выделены группы "предпочитаемых" и "отвергаемых" как в
формальной, так и в неформальной структуре. На основе этих данных было выделено
четыре подструктуры внутригрупповых отношений:
- учащиеся, предпочитаемые как в формальной, так и в неформальной структуре;
- учащиеся, предпочитаемые в неформальных и отвергаемые в формальных отношениях (в дальнейшем "неформальные");
- учащиеся, предпочитаемые в формальных и отвергаемые в неформальных отношениях (в дальнейшем "формальные");
- учащиеся, отвергаемые как в формальных, так и в неформальных отношениях (в дальнейшем "изолированные").
Для определения эмоционально-личностных детерминант выделенных подструктур
применялся tкритерий Стьюдента, определялась достоверность различий каждой из
подструктур с остальными членами учебной группы.
Полученные результаты
Хотелось здесь наиболее подробно остановиться на двух "профилях": "неформальных" и "формальных", обозначить характерные для них особенности.
Хотелось здесь наиболее подробно остановиться на двух "профилях": "неформальных" и "формальных", обозначить характерные для них особенности.
"Неформальные". Для этих детей характерно отсутствие
демонстративности, перспектива быть незамеченными не отягощает их. Это может
свидетельствовать о том, что они натуры самодостаточные. В общении эти дети
искренни, просты, поэтому сверстники тянутся к ним, т.к. первые удовлетворяют
свойственную этому возрасту потребность в доверительном и искреннем общении.
Кроме этого, выявлено, что "неформальные" практичны, руководствуются в своих
решениях реально достижимым, ориентируясь при этом на объективную реальность
(фактор "практичность развитое воображение"). При этом они не теряют присутствие
духа в любой ситуации, сохраняют самообладание. А, как известно, в этом возрасте
ребята склонны обсуждать со сверстниками события реальные, происходящие в
настоящем. Поэтому закономерно обращение к "неформальным", которые могут реально
оценить происходящее, быстро помочь в принятии решения, поддержать. В то же
время "неформальные" мягки, уступчивы, послушны (фактор "подчиненность
доминантность"). В общении они ориентированы на окружающих, готовы их выслушать,
т.е. они являются своеобразными "психотерапевтами" для своих сверстников. Кроме
этого, отмечена тенденция к ведомости (фактор "доминирование ведомость" шкалы
СПА). Эти ребята, очевидно, не стремятся быть впереди, быть лидерами, они
довольствуются своим реальным положением. Это подтверждает и ощущение ими
нервнопсихического благополучия. Только у "неформальных" цветовые предпочтения
приближаются к АТнорме. Они чувствуют себя комфортно и уверенно.
"Формальные". Отмечено наличие у этих детей эмотивной акцентуации. Они
характеризуются эмоциональностью, тревожностью, а также повышенным чувством
долга и исполнительностью. Этим во многом объясняется наличие у них формального
статуса: поручив им ряд обязательств, можно быть уверенным, что они будут
выполнены с точностью и в срок. Также выявлена тенденция к застреванию.
"Застревающие" характеризуются умеренной общительностью, неразговорчивостью,
настороженностью по отношению к людям, что вряд ли будет способствовать их
включению в неформальную структуру. Но помимо этого им свойственно повышенное
честолюбие, они стремятся достичь наивысших результатов в любой деятельности,
что будет способствовать повышению их авторитета и занятию определенной позиции
в формальной подсистеме. Плюс к этому по показателям "рабочей группы" теста
Люшера отмечено, что "формальные" обладают высокой работоспособностью, но
выполняют работу они с большим напряжением, часто усилием воли. Следовательно,
работа как процесс не цель для них, не приносит удовлетворения, а является лишь
средством достижения определенного положения, его удержания. Также отмечена
тенденция к замкнутости, необщительности, безучастности к проблемам окружающих
(фактор "замкнутость общительность"). Поэтому в плане доверительного
неформального общения со сверстниками они значительно "обделены". И то, что эта
неудовлетворенность осознается, некоторым образом подтверждает фактор "неприятие
себя" (по шкале СПА): они не принимают себя как человека, осознают наличие
проблем в себе. Об этом свидетельствует и качественный анализ объектов тревоги
по методике "Незаконченных предложений": только "формальные" тревожатся по
поводу своих внутриличностных проблем.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что произведенное выделение
внутригрупповых подструктур не было случайным и имеет под собой достаточно
четкие основания: каждый "профиль" детерминирован определенной системой
эмоциональноличностных особенностей.