Гендерные аспекты социальной адаптации в условиях ранней профессионализации

     Среди многочисленных видов профессиональной деятельности есть такие, достижение высоких результатов в которых возможно лишь при достаточно раннем включении в их освоение. К ним можно отнести балетное искусство, музыкальное исполнительство, спорт. Процесс профессионального развития в этих видах деятельности по своим временным характеристикам отличается от типичных для большинства профессий. Сравним, например, временные рамки карьеры спортсмена, достигшего высокого уровня спортивного мастерства, с типичной профессиональной карьерой. Как правило, начало занятий спортом приходится на 7-9 лет. Через несколько лет тренировок дети, проявившие способности к избранному виду спорта, включаются в целенаправленное спортивное совершенствование. В большинстве видов спорта это происходит в 12-15 лет. К 19-25 годам наиболее способные спортсмены достигают уровня мастерства, позволяющего спортсменам стать членами национальных сборных или других высококлассных команд. Продолжительность выступлений спортсменов в элитном спорте, или спорте высших достижений в среднем составляет пять лет (6,8). Далее спортивная карьера завершается. По концепции профессионального развития Д.Е. Сьюпера, на возрастной период до 14 лет приходится стадия пробуждения, когда формируются профессиональные предпочтения, появляются представления о профессиональном образовании. В возрасте 15-24 года большинство людей проходят стадию исследования, в ходе которой осуществляется профессиональный выбор, профессиональное обучение, включение в профессиональную деятельность. Далее наступает стадия консолидации, заключающаяся в стремлении добиться устойчивого положения в избранном профессиональном поле, обусловленного высоким профессиональным мастерством. За ней следует стадия сохранения (45-65 лет), когда процесс профессиональной деятельности осуществляется на достигнутом профессиональном уровне без выходов за рамки избранной профессии. Завершает профессиональное развитие стадия спада (после 65 лет), отличающаяся тем, что большое место в ней приобретает передача опыта, наблюдение за профессиональной деятельностью других людей(12).
     Юные спортсмены проходят стадии исследования и консолидации в понимании Д.Е. Сьюпера в возрасте от 12-15 до 19-24 лет. (6). Затем в течение примерно 5 лет спортсмены, вышедшие на уровень высшего спортивного мастерства, проходят стадии профессионального развития, аналогичные стадиям сохранения и спада. Приобретение спортивного мастерства накладывается на процесс становления личности и интеллектуального развития, совпадает с получением образования, от которого зависят возможности будущего профессионального самоопределения. Обычно это обстоятельство рассматривается с точки зрения влияния на спортивные результаты. В значительно меньшей степени анализируется то, как включение в углубленное, профессиональное по своей сути совершенствование сказывается на становлении спортсмена в личностном плане и на благополучии его жизненного пути.
     Относительно влияния ранней профессионализации на личностное развитие юных спортсменов высказываются разные мнения. С одной стороны, спорт рассматривается как фактор, способствующий социализации, облегчающий включение в самостоятельную жизнь (5). С другой стороны, отмечается, что включение в углубленные занятия в подростковом и юношеском возрасте может быть причиной дисгармоний в личностном развитии, которые затрудняют адаптацию к жизни вне спорта после завершения спортивной карьеры (4, 9, 10,11).
     Предметом излагаемого ниже исследования были особенности социальной адаптации спортсменов в возрастном диапазоне, соответствующем временным рамкам наиболее типичной спортивной карьеры. Это возрастной период от 12 до 25 лет. На основе литературных данных и результатов проведенных ранее исследований (1, 2) были выдвинуты следующие предположения, подвергавшиеся эмпирической проверке. 1) Устойчиво существующий стереотип восприятия спорта как преимущественно мужского вида деятельности, различия в оценке приемлемости различных видов спорта для мужчин и женщин могут стать причиной различий в особенностях социальной адаптации спортсменов разного пола. 2) Можно ожидать, что социальная адаптация будет зависеть от степени соответствия избранного спортсменами разного пола вида спорта стереотипам мужественности и женственности. 3) Соперничество, острая конкуренция, присущие спорту, могут накладывать отпечаток на взаимоотношения спортсменов с социальным окружением. 4) Ранняя профессионализация может видоизменить проявления возрастных закономерностей социализации юношей и девушек, занимающихся спортом.
     В исследовании принимали участие спортсмены обоего пола трех возрастных групп: 1) младшие подростки 12-13 лет (30 девочек и 20 мальчиков), 2) старшие подростки 14-15 лет (20 мальчиков и 20 девочек), 3) юноши и девушки 16-24 лет (20 юношей и 20 девушек). Особенности их социализации сравнивались с тем, как она протекает в группах их сверстников того же возраста щи пола, не занимающихся спортом (49 девочек и 60 мальчиков 12-13 лет, 65 девочек и 65 мальчиков 14-15 лет, 50 девушек и 50 юношей 16-24 лет). Особенности социальной адаптации устанавливались по методике «Социально-психологической адаптации» Роджерса и Даймонда, адаптированной А.К. Осницким (7). Эта методика устанавливает следующие показатели социально-психологической адаптации: адаптированяость (А), самопринятие (S) принятие других- (L), эмоциональный комфорт (Е), интернальность (I), доминирование (D), эскапизм (Esc.). Предметом анализа были также особенности взаимоотношений с ближайшим социальным окружением (семейным и внесемейньш). Они исследовались в двух направлениях: рассматривалась значимость лиц из ближайшего социального окружения и предпочитаемый тип отношений с ними. Взаимоотношения и с ближайшим социальным окружением устанавливались по методике Н.В. Кузьминой (3).Результаты исследования социально-психологической адаптации представлены в таблице 1.
     Прежде чем рассматривать эти результаты, поясним, что для более отчетливого выявления гендерных аспектов социальной адаптации исследование было проведено с представителями видов спорта, которые в общественном мнении рассматриваются как более подходящие для мужчин (2), то есть соответствующие, бытующим в общественном мнении представлениям о спорте как мужском виде деятельности. Это футбол в группе мальчиков и юношей и гандбол в группе девочек и девушек. Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что включение в занятия спортом увеличивает различия в показателях социальной адаптации спортсменов и спортсменок в группе младших подростков 12-13 лет.
     Таблица 1
     Возрастная динамика показателей социально психологической адаптации у девушек и юношей, занимающихся и не занимающихся спортом
     Эти различия более сильны, чем между девочками и мальчиками того же возраста, не занимающимися спортом. Мальчики-спортсмены превосходят девочек по показателям адаптированности, эмоционального комфорта, интернальности, в то время как у девочек-спортсменок достоверно выше, чем у мальчиков-спортсменов показатель принятия себя. В группе подростков, не занимающихся спортом, мальчики превосходят своих сверстниц только по показателям адаптированности и доминирования, а у девочек нет значимого преимущества перед мальчиками ни по одному из показателей.
     Усиление различий показателей социальной адаптации у подростков-спортсменов разного пола можно объяснить тем, что младший подростковый возраст — это период жизни, когда для детей важно признание сверстников, в числе предпосылок которого можно назвать физическую силу, а также соответствие внешнего облика и поведения гендерным стереотипам. Учитывая это, можно констатировать, что мальчики-футболисты имеют больше предпосылок для успешной социальной адаптации, чем девочки-гандболистки. Но, с другой стороны, если принять во внимание, что в младшем подростковом возрасте успехи в спорте представляют ценность для подростков обоего пола, не кажется удивительным высокий показатель принятия себя у девочек-гандболисток. Предположение о том, что гендерные стереотипы оказывают влияние на успешность социальной адаптации, подтверждается полученными ранее данными о том, что девочки-гандболистки уступают по показателям социальной адаптации девочкам, занимающимся художественной гимнастикой, которая является неоспоримо женским видом спорта. Об этом же говорит преимущество по показателям социальной адаптации мальчиков-футболистов над мальчиками, обучающимися в хореографическом училище (2).
     В группе подростков 14-15 лет различия между спортсменами и спортсменками по показателям социальной адаптации становятся менее заметны. Они достоверны только для показателей принятия других и интернальности, которые выше у мальчиков. Между подростками разного пола той же возрастной группы, не занимающимися спортом, различий по показателям социальной адаптации еще меньше. Достоверным является только превосходство мальчиков над девочками по показателю интернальности.
     В старшей возрастной группе характер соотношения показателей социальной адаптации в группе спортсменов и их сверстников, не занимающихся спортом, существенно меняется. Различия показателей юношей и девушек, не занимающихся спортом, достоверны по шести показателям из семи. Юноши превосходят девушек по показателям интернальности, доминирования, принятия других, а у девушек достоверно выше показатели адаптированности и самопринятия, у них же значительно ниже, чем у юношей показатель эскапизма. В группе спортсменов 16-25 лет достоверно только превосходство юношей над девушками по показателю доминирования. Остальные же показатели практически одинаковы. Близко к достоверному уровню лишь различие по показателю принятия других, который выше у девушек-спортсменок.
     Усиление различий показателей социальной адаптации с возрастом у девушек и юношей, не занимающихся спортом, можно, по-видимому, расценить как следствие усвоение ими гендерных ролей, в соответствии с которыми юноши должны быть более доминантными, более ответственными, чем девушки. Возможно, именно осознание своей ответственности делает юношей более критичными к себе по сравнению с девушками. Девушки в соответствии со своей гендерной ролью менее доминантны, менее интернальны, но более адаптированы, более довольны собой, менее склонны к эскапизму
     Отсутствие существенных различий по показателям социальной адаптации между юношами и девушками, занимающимися спортом, является скорее всего одним из следствий профессионализации, в результате которой усвоение гендерной роли девушками-спортсменками осложняется противоречиями между традиционной женской моделью поведения и требованиями «мужского» вида деятельности, каким является спорт. В спорте в силу его особенностей (соревновательности, конкурентности) более адаптивными оказываются маскулинные модели поведения. Дополнительные аргументы в пользу такой интерпретации различий соотношения показателей социальной адаптации юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом, содержатся в данных, приведенных на рисунках 1 и 2.
     Обращает на себя внимание то, что различия показателей социальной адаптации девушек-спортсменок и их ровесниц, не занимающихся спортом, имеют тот же характер, что и различия между показателями юношей и девушек, не занимающихся спортом. В группе не занимающихся спортом девушки достоверно превосходят юношей по показателям адаптированности и самопринятия, а юноши имеют достоверно более высокие показатели приятия других, интернальности и доминирования.
     Девушки, не занимающиеся спортом, имеют более высокие, чем у девушек-спортсменок показатели адаптированности и принятия себя. Различие по первому показателю приближается к статистически достоверному уровню, а по второму является статистически достоверным.
     Рис. 1, 2. Соотношение показателей социально-психологической юношей и девушек, не занимающихся спортом (верхний рисунок), и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом (нижний рисунок).
     Девушки-спортсменки достоверно превосходят своих ровесниц, не занимающихся спортом, по показателям принятия других и интернальности. Отмеченное сходство соотношения показателей социально-психологической адаптации юношей и девушек, не занимающихся спортом, с соотношением тех же показателей у девушек, занимающихся и не занимающихся спортом, можно объяснить влиянием профессионализации девушек-спортсменок, вследствие которой они усваивают более приемлемый в спорте маскулинный тип поведения и взаимоотношений с социальным окружением.
     Влияние раннего включения в профессиональное спортивное совершенствование сказывается и на особенностях взаимоотношений спортсменов с ближайшим социальным окружением. На это указывают данные, полученные по методике Н.В. Кузьминой (таблицы 2 и 3).
     Таблица 2
     Возрастная динамика значимости лиц из ближайшего социального окружения в группе юношей и девушек, не занимающихся спортом
Лица ближайшего социального окружения 12-13 лет 14-15 лет 16-24 года
  Дев. Юн. Дост. Дев. Юн. Дост. Дев. Юн. Дост.
Мать 11,4 10,7   10,3 9,8   10,4 8,0  
Отец 7,4 10,1 + 7,7 8,8   5.8 8.8 +
Бабушка 7,4 7,2   5,4 6,4   2,7 2,2  
Дедушка 3,2 4,0   3,1 4,8 + 2,0 4,2  
Брат, сестра 7,5 6,9   7,3 6,6   7,1 9,5 +
Родственники 5,7 5,3   6,0 5,8   3,5 6,0 +
Друг (подруга) из класса 7,5   6,9 6,0   3,7 7,4 +
Друг (подруга) из школы 6,3 4,4 + 6,3 5,8   10,5 8,2  
Друг (подруга) вне школы 9,2 6,8 + 8,7 6,9 + 12,5 10,8 +
Мать (отец) товарища 2,9 3,2   3,4 3,6   3,2 3,6  
     Примечание: Дост. — статистическая достоверность различий. Знак «+» означает ее наличие.
     Приведенные данные свидетельствуют о стабильно проявляющемся приоритете матери как значимого другого. Он прослеживается во всех возрастных группах. Наблюдается также характерное для подросткового и юношеского возраста повышение значимости сверстников как партнеров по общению, хотя у мальчиков и юношей можно проследить более заметное, чем у девочек и девушек сохранение ориентации на семью.
     Ориентация на семейное окружение при менее заметном повышении значимости сверстников более отчетливо проявляется в группе мальчиков-спортсменов.
     Таблица 3
     Возрастная динамика значимости лиц ближайшего социального окружения в группе юношей и девушек, занимающихся спортом
Лица ближайшего социального окружения 12-13 лет 14-15 лет 16-24 года
  Дев. Юн. Дост. Дев. Юн. Дост. Дев. Юн. Дост.
Мать 11,8 10,8   11,4 11,1   11,4 10,0  
Отец 8,4 8,9   7,3 10,3 + 7,8 10,7  
Бабушка 4,1 7,9 + 4,8 8,8 + 6,7 5,3  
Дедушка 2,9 5,5 + 2,1 6,0 + 4,0 5,7  
Брат, сестра 8,6 6,5   8,5 6,5 + 8,0 8,7  
Родственники 6,0 7,5   7,0 7,7   4,0 5,3  
Друг (подруга) из класса 9,9 7,4   9,3 7,8   6,7 6,9  
Друг (подруга) из школы 6,1 6,3   6,9 6,2   3,5 5,3  
Друг (подруга) вне школы 9,3 8,2   8,9 9,0   8,5 7,7  
Мать (отец) товарища 2,8 3,1   2,1 4,0        
     Помимо отмеченных в таблице достоверных различий между ними и девочками-спортсменками 12-13 лет близки к достоверному уровню различия по показателям значимости родственников, братьев и сестер, друзей из класса и вне школы. Обращает на себя внимание то, что девочки в семейном окружении помимо родителей предпочитают братьев и сестер, то есть если не сверстников, то близких к себе по возрасту. У них выше, чем у мальчиков показатели предпочтения сверстников из школьного и внешкольного окружения. Указанные тенденции сохраняются и в группе спортсменов 14-15 лет. В старшей возрастной группе спортсменов, в отличие от той же возрастной группы, не занимающейся спортом, достоверных различий между девушками и юношами по их отношению к лицам из ближайшего окружения не отмечается. Сглаживание гендерных различий в отношении к ближайшему социальному окружению в старшей группе спортсменов происходит за счет повышения значимости семьи и некоторого снижения значимости сверстников у девушек. Оно может быть объяснено спецификой социального контекста спортивной деятельности, отличающегося соперничеством и жесткой конкуренцией, возрастающей по мере роста мастерства спортсменов и вызывающей потребность в психологической поддержке. Эту поддержку спортсмены находят прежде всего в семье, поскольку возможности общения со сверстниками вне спортивного окружения из-за возрастания времени, необходимого на спортивную подготовку, учащения выездов на соревнования у них невелики. В старшей возрастной группе спортсменов в список значимых других вместо матери (отца) товарища был внесен тренер. Значимость тренера как значимого другого составила 6,6 балла у девушек и 8,6 балла у юношей, что указывает на его достаточный вес в их социальном окружении.
     Таким образом, результаты исследования подтверждают предположение, что ранняя профессионализация накладывает отпечаток на проявление возрастных закономерностей включения детей подросткового и юношеского возраста во взаимоотношения с социальным окружением. Влияние ранней профессионализации на социальное развитие подростков и юношей имеет отчетливо проявляющиеся гендерные аспекты. Включение в вид деятельности, являющийся во общественном мнении мужским, по-видимому затрудняет освоение гендерной роли девушками, поскольку приводит к формированию у них, как показывают данные исследования, маскулинных моделей поведения. Это следует учитывать в программах психологического сопровождения ранней профессионализации одаренных детей.
Список литературы
     1. Горская Г.Б. Ранняя профессионализация юных спортсменов: психологические аспекты. // Международный форум «Молодежь-Наука-Олимпизм». Материалы. М.: 1998, с.82-84.
     2. Горская Г.Б., Бондаренко Н.А., Зернова Т.Н. Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека в качестве субъекта деятельности. // Психологические проблемы самореализации личности. Краснодар: 2000, с.57-72.
     3. Кузьмина Н.В. Научно-практические методы анализа педагогической ситуации. // Психология - производству и воспитанию. Л.: 1977, с.211-224.
     4. Лях В. Психологические проблемы юношеского спорта в странах западной Европы. // Международный форум «Молодежь-Наука-Олимпизм». Материалы. М.: 1998, с. 151-153.
     5. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. М.: 1979 - 176с.
     6. Мильштейн О.А., Кулинкович К.А. Советский олимпиец: социальный портрет. М.: 1980 - 114с.
     7. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации. // Журнал практического психолога, 1998, № 1, с.54-64.
     8. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: 1986 - 286с.
     9. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: 1999-368с.
     10. Heyman S.R. Counselling and psychotherapy with athletes: special consideration. // Sport psychology. N-Y.: PMA Publishing Corp., 1987,135-156.
     11. Oguilvie B.C. Counselling for sport career termination. // Sport psychology. N-Y: PMA Publishing Corp., 1987, 213-230.
     12. Super D.E. Vocation Development. N.-Y.: 1957 - 391p.