Гендерные аспекты социальной адаптации в условиях ранней профессионализации
Среди многочисленных видов профессиональной деятельности есть
такие, достижение высоких результатов в которых возможно лишь при
достаточно раннем включении в их освоение. К ним можно отнести балетное
искусство, музыкальное исполнительство, спорт. Процесс профессионального
развития в этих видах деятельности по своим временным характеристикам
отличается от типичных для большинства профессий. Сравним, например,
временные рамки карьеры спортсмена, достигшего высокого уровня
спортивного мастерства, с типичной профессиональной карьерой. Как
правило, начало занятий спортом приходится на 7-9 лет. Через несколько
лет тренировок дети, проявившие способности к избранному виду спорта,
включаются в целенаправленное спортивное совершенствование. В
большинстве видов спорта это происходит в 12-15 лет. К 19-25 годам
наиболее способные спортсмены достигают уровня мастерства, позволяющего
спортсменам стать членами национальных сборных или других высококлассных
команд. Продолжительность выступлений спортсменов в элитном спорте, или
спорте высших достижений в среднем составляет пять лет (6,8). Далее
спортивная карьера завершается. По концепции профессионального развития
Д.Е. Сьюпера, на возрастной период до 14 лет приходится стадия
пробуждения, когда формируются профессиональные предпочтения,
появляются представления о профессиональном образовании. В возрасте
15-24 года большинство людей проходят стадию исследования, в ходе
которой осуществляется профессиональный выбор, профессиональное
обучение, включение в профессиональную деятельность. Далее наступает
стадия консолидации, заключающаяся в стремлении добиться устойчивого
положения в избранном профессиональном поле, обусловленного высоким
профессиональным мастерством. За ней следует стадия сохранения (45-65
лет), когда процесс профессиональной деятельности осуществляется на
достигнутом профессиональном уровне без выходов за рамки избранной
профессии. Завершает профессиональное развитие стадия спада (после 65
лет), отличающаяся тем, что большое место в ней приобретает передача
опыта, наблюдение за профессиональной деятельностью других людей(12).
Юные спортсмены проходят стадии исследования и консолидации в
понимании Д.Е. Сьюпера в возрасте от 12-15 до 19-24 лет. (6). Затем в
течение примерно 5 лет спортсмены, вышедшие на уровень высшего
спортивного мастерства, проходят стадии профессионального развития,
аналогичные стадиям сохранения и спада. Приобретение спортивного
мастерства накладывается на процесс становления личности и
интеллектуального развития, совпадает с получением образования, от
которого зависят возможности будущего профессионального самоопределения.
Обычно это обстоятельство рассматривается с точки зрения влияния на
спортивные результаты. В значительно меньшей степени анализируется то,
как включение в углубленное, профессиональное по своей сути
совершенствование сказывается на становлении спортсмена в личностном
плане и на благополучии его жизненного пути.
Относительно влияния ранней профессионализации на личностное
развитие юных спортсменов высказываются разные мнения. С одной стороны,
спорт рассматривается как фактор, способствующий социализации,
облегчающий включение в самостоятельную жизнь (5). С другой стороны,
отмечается, что включение в углубленные занятия в подростковом и
юношеском возрасте может быть причиной дисгармоний в личностном
развитии, которые затрудняют адаптацию к жизни вне спорта после
завершения спортивной карьеры (4, 9, 10,11).
Предметом излагаемого ниже исследования были особенности
социальной адаптации спортсменов в возрастном диапазоне, соответствующем
временным рамкам наиболее типичной спортивной карьеры. Это возрастной
период от 12 до 25 лет. На основе литературных данных и результатов
проведенных ранее исследований (1, 2) были выдвинуты следующие
предположения, подвергавшиеся эмпирической проверке. 1) Устойчиво
существующий стереотип восприятия спорта как преимущественно мужского
вида деятельности, различия в оценке приемлемости различных видов спорта
для мужчин и женщин могут стать причиной различий в особенностях
социальной адаптации спортсменов разного пола. 2) Можно ожидать, что
социальная адаптация будет зависеть от степени соответствия избранного
спортсменами разного пола вида спорта стереотипам мужественности и
женственности. 3) Соперничество, острая конкуренция, присущие спорту,
могут накладывать отпечаток на взаимоотношения спортсменов с социальным
окружением. 4) Ранняя профессионализация может видоизменить проявления
возрастных закономерностей социализации юношей и девушек, занимающихся
спортом.
В исследовании принимали участие спортсмены обоего пола трех
возрастных групп: 1) младшие подростки 12-13 лет (30 девочек и 20
мальчиков), 2) старшие подростки 14-15 лет (20 мальчиков и 20 девочек),
3) юноши и девушки 16-24 лет (20 юношей и 20 девушек). Особенности их
социализации сравнивались с тем, как она протекает в группах их
сверстников того же возраста щи пола, не занимающихся спортом (49
девочек и 60 мальчиков 12-13 лет, 65 девочек и 65 мальчиков 14-15 лет,
50 девушек и 50 юношей 16-24 лет). Особенности социальной адаптации
устанавливались по методике
«Социально-психологической адаптации» Роджерса и Даймонда,
адаптированной А.К. Осницким (7). Эта методика устанавливает следующие
показатели социально-психологической адаптации: адаптированяость (А),
самопринятие (S) принятие других- (L), эмоциональный комфорт (Е),
интернальность (I), доминирование (D), эскапизм (Esc.). Предметом
анализа были также особенности взаимоотношений с ближайшим социальным
окружением (семейным и внесемейньш). Они исследовались в двух
направлениях: рассматривалась значимость лиц из ближайшего социального
окружения и предпочитаемый тип отношений с ними. Взаимоотношения и с
ближайшим социальным окружением устанавливались по методике Н.В.
Кузьминой (3).Результаты исследования социально-психологической
адаптации представлены в таблице 1.
Прежде чем рассматривать эти результаты, поясним, что для
более отчетливого выявления гендерных аспектов социальной адаптации
исследование было проведено с представителями видов спорта, которые в
общественном мнении рассматриваются как более подходящие для мужчин (2),
то есть соответствующие, бытующим в общественном мнении представлениям о
спорте как мужском виде деятельности. Это футбол в группе мальчиков и
юношей и гандбол в группе девочек и девушек. Данные, представленные в
таблице 1, свидетельствуют о том, что включение в занятия спортом
увеличивает различия в показателях социальной адаптации спортсменов и
спортсменок в группе младших подростков 12-13 лет.
Таблица 1
Возрастная динамика показателей социально
психологической адаптации у девушек и юношей, занимающихся и не
занимающихся спортом

Эти различия более сильны, чем между девочками и мальчиками
того же возраста, не занимающимися спортом. Мальчики-спортсмены
превосходят девочек по показателям адаптированности, эмоционального
комфорта, интернальности, в то время как у девочек-спортсменок
достоверно выше, чем у мальчиков-спортсменов показатель принятия себя. В
группе подростков, не занимающихся спортом, мальчики превосходят своих
сверстниц только по показателям адаптированности и доминирования, а у
девочек нет значимого преимущества перед мальчиками ни по одному из
показателей.
Усиление различий показателей социальной адаптации у
подростков-спортсменов разного пола можно объяснить тем, что младший
подростковый возраст — это период жизни, когда для детей важно признание
сверстников, в числе предпосылок которого можно назвать физическую
силу, а также соответствие внешнего облика и поведения гендерным
стереотипам. Учитывая это, можно констатировать, что мальчики-футболисты
имеют больше предпосылок для успешной социальной адаптации, чем
девочки-гандболистки. Но, с другой стороны, если принять во внимание,
что в младшем подростковом возрасте успехи в спорте представляют
ценность для подростков обоего пола, не кажется удивительным высокий
показатель принятия себя у девочек-гандболисток. Предположение о том,
что гендерные стереотипы оказывают влияние на успешность социальной
адаптации, подтверждается полученными ранее данными о том, что
девочки-гандболистки уступают по показателям социальной адаптации
девочкам, занимающимся художественной гимнастикой, которая является
неоспоримо женским видом спорта. Об этом же говорит преимущество по
показателям социальной адаптации мальчиков-футболистов над мальчиками,
обучающимися в хореографическом училище (2).
В группе подростков 14-15 лет различия между спортсменами и
спортсменками по показателям социальной адаптации становятся менее
заметны. Они достоверны только для показателей принятия других и
интернальности, которые выше у мальчиков. Между подростками разного пола
той же возрастной группы, не занимающимися спортом, различий по
показателям социальной адаптации еще меньше. Достоверным является только
превосходство мальчиков над девочками по показателю интернальности.
В старшей возрастной группе характер соотношения показателей
социальной адаптации в группе спортсменов и их сверстников, не
занимающихся спортом, существенно меняется. Различия показателей юношей и
девушек, не занимающихся спортом, достоверны по шести показателям из
семи. Юноши превосходят девушек по показателям интернальности,
доминирования, принятия других, а у девушек достоверно выше показатели
адаптированности и самопринятия, у них же значительно ниже, чем у юношей
показатель эскапизма. В группе спортсменов 16-25 лет достоверно только
превосходство юношей над девушками по показателю доминирования.
Остальные же показатели практически одинаковы. Близко к достоверному
уровню лишь различие по показателю принятия других, который выше у
девушек-спортсменок.
Усиление различий показателей социальной адаптации с возрастом
у девушек и юношей, не занимающихся спортом, можно, по-видимому,
расценить как следствие усвоение ими гендерных ролей, в соответствии с
которыми юноши должны быть более доминантными, более ответственными, чем
девушки. Возможно, именно осознание своей ответственности делает юношей
более критичными к себе по сравнению с девушками. Девушки в
соответствии со своей гендерной ролью менее доминантны, менее
интернальны, но более адаптированы, более довольны собой, менее склонны к
эскапизму
Отсутствие существенных различий по показателям социальной
адаптации между юношами и девушками, занимающимися спортом, является
скорее всего одним из следствий профессионализации, в результате которой
усвоение гендерной роли девушками-спортсменками осложняется
противоречиями между традиционной женской моделью поведения и
требованиями «мужского» вида деятельности, каким является спорт. В
спорте в силу его особенностей (соревновательности, конкурентности)
более адаптивными оказываются маскулинные модели поведения.
Дополнительные аргументы в пользу такой интерпретации различий
соотношения показателей социальной адаптации юношей и девушек,
занимающихся и не занимающихся спортом, содержатся в данных, приведенных
на рисунках 1 и 2.
Обращает на себя внимание то, что различия показателей
социальной адаптации девушек-спортсменок и их ровесниц, не занимающихся
спортом, имеют тот же характер, что и различия между показателями юношей
и девушек, не занимающихся спортом. В группе не занимающихся спортом
девушки достоверно превосходят юношей по показателям адаптированности и
самопринятия, а юноши имеют достоверно более высокие показатели приятия
других, интернальности и доминирования.
Девушки, не занимающиеся спортом, имеют более высокие, чем у
девушек-спортсменок показатели адаптированности и принятия себя.
Различие по первому показателю приближается к статистически достоверному
уровню, а по второму является статистически достоверным.


Рис. 1, 2. Соотношение показателей
социально-психологической юношей и девушек, не занимающихся
спортом (верхний рисунок), и девушек, занимающихся и не
занимающихся спортом (нижний рисунок).
Девушки-спортсменки достоверно превосходят своих ровесниц, не
занимающихся спортом, по показателям принятия других и интернальности.
Отмеченное сходство соотношения показателей социально-психологической
адаптации юношей и девушек, не занимающихся спортом, с соотношением тех
же показателей у девушек, занимающихся и не занимающихся спортом, можно
объяснить влиянием профессионализации девушек-спортсменок, вследствие
которой они усваивают более приемлемый в спорте маскулинный тип
поведения и взаимоотношений с социальным окружением.
Влияние раннего включения в профессиональное спортивное
совершенствование сказывается и на особенностях взаимоотношений
спортсменов с ближайшим социальным окружением. На это указывают данные,
полученные по методике Н.В. Кузьминой (таблицы 2 и 3).
Таблица 2
Возрастная динамика значимости лиц из ближайшего социального окружения в группе юношей и девушек, не занимающихся спортом
Лица ближайшего социального окружения | 12-13 лет | 14-15 лет | 16-24 года | ||||||
Дев. | Юн. | Дост. | Дев. | Юн. | Дост. | Дев. | Юн. | Дост. | |
Мать | 11,4 | 10,7 | 10,3 | 9,8 | 10,4 | 8,0 | |||
Отец | 7,4 | 10,1 | + | 7,7 | 8,8 | 5.8 | 8.8 | + | |
Бабушка | 7,4 | 7,2 | 5,4 | 6,4 | 2,7 | 2,2 | |||
Дедушка | 3,2 | 4,0 | 3,1 | 4,8 | + | 2,0 | 4,2 | ||
Брат, сестра | 7,5 | 6,9 | 7,3 | 6,6 | 7,1 | 9,5 | + | ||
Родственники | 5,7 | 5,3 | 6,0 | 5,8 | 3,5 | 6,0 | + | ||
Друг (подруга) из класса | 7,5 | 7Д | 6,9 | 6,0 | 3,7 | 7,4 | + | ||
Друг (подруга) из школы | 6,3 | 4,4 | + | 6,3 | 5,8 | 10,5 | 8,2 | ||
Друг (подруга) вне школы | 9,2 | 6,8 | + | 8,7 | 6,9 | + | 12,5 | 10,8 | + |
Мать (отец) товарища | 2,9 | 3,2 | 3,4 | 3,6 | 3,2 | 3,6 |
Примечание: Дост. — статистическая достоверность различий. Знак «+» означает ее наличие.
Приведенные данные свидетельствуют о стабильно проявляющемся
приоритете матери как значимого другого. Он прослеживается во всех
возрастных группах. Наблюдается также характерное для подросткового и
юношеского возраста повышение значимости сверстников как партнеров по
общению, хотя у мальчиков и юношей можно проследить более заметное, чем у
девочек и девушек сохранение ориентации на семью.
Ориентация на семейное окружение при менее заметном повышении
значимости сверстников более отчетливо проявляется в группе
мальчиков-спортсменов.
Таблица 3
Возрастная динамика значимости лиц ближайшего социального окружения в группе юношей и девушек, занимающихся спортом
Лица ближайшего социального окружения | 12-13 лет | 14-15 лет | 16-24 года | ||||||
Дев. | Юн. | Дост. | Дев. | Юн. | Дост. | Дев. | Юн. | Дост. | |
Мать | 11,8 | 10,8 | 11,4 | 11,1 | 11,4 | 10,0 | |||
Отец | 8,4 | 8,9 | 7,3 | 10,3 | + | 7,8 | 10,7 | ||
Бабушка | 4,1 | 7,9 | + | 4,8 | 8,8 | + | 6,7 | 5,3 | |
Дедушка | 2,9 | 5,5 | + | 2,1 | 6,0 | + | 4,0 | 5,7 | |
Брат, сестра | 8,6 | 6,5 | 8,5 | 6,5 | + | 8,0 | 8,7 | ||
Родственники | 6,0 | 7,5 | 7,0 | 7,7 | 4,0 | 5,3 | |||
Друг (подруга) из класса | 9,9 | 7,4 | 9,3 | 7,8 | 6,7 | 6,9 | |||
Друг (подруга) из школы | 6,1 | 6,3 | 6,9 | 6,2 | 3,5 | 5,3 | |||
Друг (подруга) вне школы | 9,3 | 8,2 | 8,9 | 9,0 | 8,5 | 7,7 | |||
Мать (отец) товарища | 2,8 | 3,1 | 2,1 | 4,0 |
Помимо отмеченных в таблице достоверных различий между ними и
девочками-спортсменками 12-13 лет близки к достоверному уровню различия
по показателям значимости родственников, братьев и сестер, друзей из
класса и вне школы. Обращает на себя внимание то, что девочки в семейном
окружении помимо родителей предпочитают братьев и сестер, то есть если
не сверстников, то близких к себе по возрасту. У них выше, чем у
мальчиков показатели предпочтения сверстников из школьного и
внешкольного окружения. Указанные тенденции сохраняются и в группе
спортсменов 14-15 лет. В старшей возрастной группе спортсменов, в
отличие от той же возрастной группы, не занимающейся спортом,
достоверных различий между девушками и юношами по их отношению к лицам
из ближайшего окружения не отмечается. Сглаживание гендерных различий в
отношении к ближайшему социальному окружению в старшей группе
спортсменов происходит за счет повышения значимости семьи и некоторого
снижения значимости сверстников у девушек. Оно может быть объяснено
спецификой социального контекста спортивной деятельности, отличающегося
соперничеством и жесткой конкуренцией, возрастающей по мере роста
мастерства спортсменов и вызывающей потребность в психологической
поддержке. Эту поддержку спортсмены находят прежде всего в семье,
поскольку возможности общения со сверстниками вне спортивного окружения
из-за возрастания времени, необходимого на спортивную подготовку,
учащения выездов на соревнования у них невелики. В старшей возрастной
группе спортсменов в список значимых других вместо матери (отца)
товарища был внесен тренер. Значимость тренера как значимого другого
составила 6,6 балла у девушек и 8,6 балла у юношей, что указывает на его
достаточный вес в их социальном окружении.
Таким образом, результаты исследования подтверждают
предположение, что ранняя профессионализация накладывает отпечаток на
проявление возрастных закономерностей включения детей подросткового и
юношеского возраста во взаимоотношения с социальным окружением. Влияние
ранней профессионализации на социальное развитие подростков и юношей
имеет отчетливо проявляющиеся гендерные аспекты. Включение в вид
деятельности, являющийся во общественном мнении мужским, по-видимому
затрудняет освоение гендерной роли девушками, поскольку приводит к
формированию у них, как показывают данные исследования, маскулинных
моделей поведения. Это следует учитывать в программах психологического
сопровождения ранней профессионализации одаренных детей.
Список литературы 1. Горская Г.Б. Ранняя профессионализация юных спортсменов:
психологические аспекты. // Международный форум
«Молодежь-Наука-Олимпизм». Материалы. М.: 1998, с.82-84.
2. Горская Г.Б., Бондаренко Н.А., Зернова Т.Н. Полоролевые
стереотипы как регуляторы самопринятия человека в качестве субъекта
деятельности. // Психологические проблемы самореализации личности.
Краснодар: 2000, с.57-72.
3. Кузьмина Н.В. Научно-практические методы анализа
педагогической ситуации. // Психология - производству и воспитанию. Л.:
1977, с.211-224.
4. Лях В. Психологические проблемы юношеского спорта в странах
западной Европы. // Международный форум «Молодежь-Наука-Олимпизм».
Материалы. М.: 1998, с. 151-153.
5. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. М.: 1979 - 176с.
6. Мильштейн О.А., Кулинкович К.А. Советский олимпиец: социальный портрет. М.: 1980 - 114с.
7. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации. // Журнал практического психолога, 1998, № 1, с.54-64.
8. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: 1986 - 286с.
9. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: 1999-368с.
10. Heyman S.R. Counselling and psychotherapy with athletes:
special consideration. // Sport psychology. N-Y.: PMA Publishing Corp.,
1987,135-156.
11. Oguilvie B.C. Counselling for sport career termination. // Sport psychology. N-Y: PMA Publishing Corp., 1987, 213-230.
12. Super D.E. Vocation Development. N.-Y.: 1957 - 391p.