К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах
В последнее время проблема сенситивных и
связанных с ними критических периодов развития неоднократно оказывалась в
центре внимания специалистов самого разного профиля [12,13,16, 18,21 и
др.].
Данная проблема имеет междисциплинарный
характер и открывает реальные перспективы как для интеграции разных
отраслей знания о человеке, так и для комплексного изучения человека в
рамках одной науки.
В доступной нам литературе толкование
понятий "сенситивные периоды" и "критические периоды" является очень
неоднозначным. Одни исследователи используют термин "критические
периоды" для обозначения периодов, особо благоприятных для
развития той
или иной функции [13,21], другие тот же термин традиционно
употребляют для
характеристики "трудных", переходных периодов в жизни человека,
характеризующихся дисгармоничностью и наличием, наряду с
позитивными,
негативных проявлений [11,16,18,20]. Значительно реже используется
термин
"кризисы", "возрастные кризисы" [11,19].
В чем причина отсутствия четких
разграничительных линий между этими понятиями и подмены одного термина
другим - в отсутствии сложившейся терминологии или в противоречивости
самого явления? Так или иначе этот вопрос не является лишь спором о
дефинициях, а требует углубления в суть явления.
Факты, накопленные в настоящее время в
разных областях знания о человеке, дают возможность внести некоторую
ясность в рассматриваемую проблему. Рассмотрим различные точки зрения,
изложенные в доступной нам литературе.
В 1897 г. русский ученый П.И.
Броунов описал закономерность чередования периодов стойкости к внешним
воздействиям и периодов повышения чувствительности и назвал последние
"критическими периодами" [5]. Развитие представлений о сенситивных
периодах за рубежом связано с именами К. Лоренца и Ц. Стоккарда. Согласно
данным Ц. Стоккарда, в эмбриональном развитии животных и человека есть
периоды бурного рости и повышенной чувствительности отдельных органов и
систем к внешним воздействиям. Если по каким-либо причинам происходило
блокирование механизмов нормального развития, это вело к его замедлению;
если же имело место повреждающее воздействие факторов среды, наблюдался
тератогенный эффект в развитии тех или иных органов [6].
Понятие о сенситивных периодах
претерпело существенные изменения со времени своего появления [29].
Представление о них в этологии и психологии первоначально было связано с
явлением импринтинга, запечатления, которое служило пусковым механизмом
определенных форм поведения. При этом считалось, что, если какая-либо
функция не получала развития в сенситивный для нее период, - она не
развивалась никогда. Как правило, этот механизм научения действует на
ранних стадиях онтогенеза, а результат запечатления характеризуется
необратимостью [39].
М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин придерживаются
мнения, что наверстать упущенное в сенситивный период в более позднем
возрасте трудно, но возможно. В лаборатории Б.Г. Ананьева установлены
повторяющиеся благоприятные периоды для развития внимания, мышления,
различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых людей.
Они чередуются с периодами ухудшения в развитии той или иной функции,
т.е. имеют волнообразный характер [21,30,37].
Если рассматривать сенситивные
периоды в том смысле, который вкладывал в это понятие К. Лоренц,
опирающийся на традиционный для западной психологии тезис об определяющей
роли раннего детского опыта, придется согласиться с принципиальной
невозможностью серьезной коррекции этого опыта в дальнейшем. Две другие,
изложенные выше, точки зрения позволяют более оптимистично смотреть на
управление процессом развития. Зачастую факты, свидетельствующие в пользу
той или иной из них, входят в противоречие. Так, сенситивным периодом для
развития невербальной памяти (в частности, двигательной памяти, играющей
огромную роль в управлении движениями) считается ранний и дошкольный
возраст [8]. А.А. Гужаловский приводит данные И.А. Аршавского, M.B.
Mecrow, A. Groth, свидетельствующие о том, что в раннем детском возрасте
депривация потребности в спонтанной двигательной активности крайне
неблагоприятно сказывается на развитии ребенка [12]. Следует ли из этого,
что в школьном возрасте, на который приходится наибольшее число
формирующих влияний, развитие невербальной памяти, непосредственно
связанной с эффективностью двигательной деятельности, замедляется или
прекращается?
Очевидно, нет, т.к. речь идет о разных
двигательных характеристиках и разных условиях исследования. Для
моторных функций доказано, что их развитие продолжается и в школьном
возрасте: установлены свои сенситивные периоды для различных видов
движений [12,13].
В исследовании А.А. Гужаловского
обнаружилось, что эффект избирательно-направленного воздействия на
физические качества школьников находится в прямой
зависимости от того, в какой из периодов осуществляется их
воспитание:
прирост показателей оказался выше, когда адекватные соответственно
направленные воздействия на те или иные качества в процессе
физического
воспитания "совмещались" с выделенными автором периодами
"максимальных
темпов прогресса". Меньший прирост достигается в периоды
субмаксимальных
темпов прогресса и в периоды "умеренно высоких темпов прогресса" и
наименьший - в периоды замедленного развития. Повторное
тестирование,
проведенное спустя два года после окончания экспериментальных
занятий,
показало, что в случае такого "совмещения" школьники не только
достигают
более высоких показателей физической подготовленности, но и долго
сохраняют достигнутые преимущества [12, с. 220-221].
Понятие критических периодов в
психологию введено Л.С.Выготским, который различал периоды спокойного
развития ("лизисы") и периоды переломного, критического развития
("кризисы"), характеризующиеся рассогласованностью в работе функциональных
систем организма, перестройкой многих из них, наличием, наряду с
позитивными, разрушительных тенденций. Он писал, что "развитие здесь, в
отличие от устойчивых периодов, совершает скорее разрушительную, чем
созидательную работу" [11, с. 251] и понимал критические периоды как
"поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса",
как периоды, когда "развитие приобретает бурный, стремительный, иногда
катастрофический характер" [там же, с.294]. Наряду с этим исследователь
подчеркивал и позитивные тенденции развития в период возрастных
перестроек, которые составляют "...главный и основной смысл всякого
критического периода" [там же, с. 253]. В зависимости от преобладания
позитивной или негативной симптоматики различным будет и характер
переходного периода: он может быть бурным или постепенным. В конце каждого
переходного периода формировались новые свойства и качества, которых не
было в предыдущем возрасте (психологические новообразования). Позднее Д.
Оффер и коллеги выделили три основных пути перехода от детства к
взрослости, разрешив назревший в англо-американской литературе спор о
преобладании негативной или позитивной симптоматики в переходный период.
Первый из этих путей - непрерывный рост, или спокойный период; второй -
волнообразный рост, характеризующийся преобладанием адаптивных явлений над
теми трудностями, которые возникают в этот период, и третий - затрудненный
рост - противоречивый период развития с явным преобладанием негативных
тенденций над позитивными [40].
Критические периоды также
повторяются на протяжении онтогенеза. Л.С.Выготский выделял в качестве
критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период
новорожденности и подростковый период. Некоторые исследователи выделяют
также критические периоды взрослости [28,33]. В физиологии критические
периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы
(важнейшие из них - пубертатный и климактерический) характеризуются как
"реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в
различные возрастные периоды", как "...быстрые сдвиги, каждый из которых
кладет начало новой фазе жизненного цикла" [19]. Под критическими
периодами детства в психологии имеются в виду глобальные перестройки на
уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Для них
характерно усиление гетерохронии и дисгармонии в развитии органов и систем
как на морфологическом, так и на функциональном уровнях [9,16,18,20,27].
Это проявляется, например, в том, что дисгармония в росте сердца и сосудов
в подростковом возрасте зачастую ведет к функциональным нарушениям в
деятельности сердечно-сосудистой системы, а также нервной системы из-за
недостаточного снабжения мозга питательными веществами.
По сути критические периоды
представляют собой периоды обострения противоречий между уже сложившимися
и вновь созревающими морфологическими структурами и функциональными
механизмами (Даймонд, Карсаевская). Они имеют, согласно представлениям
Л.С.Выготского, глобальный характер, характеризуются бурным развитием
многих органов и систем и отличаются внутренней противоречивостью из-за
одновременного существования разрушительных и созидательных
тенденций.
Внутренне противоречивыми являются и
сенситивные периоды развития. С одной стороны, высокая чувствительность к
внешним воздействиям является благоприятным фактором,
способствующим легкому запечатлению, усвоению информации,
поступающей из
внешней среды. С другой стороны, повышенная чувствительность к
внешним
воздействиям сопровождается и повышенной ранимостью по отношению к
тем из
них, которые являются чрезмерными или нецелесообразными [5].
Согласно данным эмбриологии, изучающей
период онтогенеза, характеризующийся наибольшей свернутостью во времени и
недифференцированностью тканей, периоды бурного, ускоренного развития
совпадают с повышением чувствительности к благоприятным и
неблагоприятным воздействиям [6,31]. Совпадают ли эти моменты в
период
постнатального развития или они сменяют друг друга в определенной
последовательности? П.С.Светлов приводит данные Майнота о том, что
падение
скорости роста зависит от прогрессирующей дифференциации: чем
дифференциация выше, тем интенсивность роста меньше [31].
Данные, имеющиеся по этому
вопросу в литературе, весьма неоднозначны. Так, благоприятный период для
развития интонационного и грамматического строя речи имеет место в период
раннего детства - от 1,5 до 3 лет [21,27]. Приблизительно этот же период
благоприятен для развития моторики [8]. Наибольшая же чувствительность к
развитию фонематического слуха наблюдается в возрасте около 5 лет [27],
т.е. имеет место несовпадение благоприятных периодов для отдельных
характеристик одной функции - речи. С другой стороны, период, сенситивный
для одной функции, сопровождается ухудшением другой функции или другой
составляющей той же самой функции. Так, рост самостоятельности,
сопровождающийся противоречием между детскими формами поведения и
потребностью во взрослости, выражается в активизации и быстром развитии
общения со сверстниками и в одновременном ухудшении взаимоотношений со
взрослыми. Здесь имеет место совпадение благоприятного периода в развитии
общения со сверстниками и одновременное ухудшение другой характеристики
общения на фоне подросткового кризиса.
Известны факты, когда в одни и те же
возрастные периоды активизируются ростовые процессы, но замедляются
процессы дифференцировки [22,23]. В.И. Шапошникова считает, что периоды
ускоренного роста предшествуют периодам скачкообразного улучшения
двигательных качеств [36].
Исследования в области физической культуры и спорта свидетельствуют о том, что сенситивные
периоды для развития разных качеств (например, силовых и координационных;
выполнение разных тестов на координационные способности) не совпадают во
времени [9,10,12,13]. В отношении двигательных качеств известно также, что
в критический период подросткового возраста одни из них достигают
значительного развития, в проявлении других наблюдаются спады. Так, А.В.
Вишняков исследовал степень развития координационных способностей у
девочек 11-12 лет в зависимости от степени полового созревания по 14
тестам. Результаты свидетельствуют, что показатели большинства
координационных способностей не имеют достоверных различий в зависимости
от стадии полового созревания. Достоверно ухудшаются показатели
статического равновесия, способность к изменению ритма в элементарных
движениях, а также способность к перестроению двигательной деятельности в
циклических локомоциях. Улучшаются показатели способности к согласованию
последовательности движений и способность к реакциям в быстрых движениях.
В.А. Ярмоленко свидетельствует об ухудшении координации движений в период
полового созревания у девочек. При этом чем выше стадия полового
созревания, тем хуже результаты. Д.П. Букреева приводит данные о меньшей
выносливости девочек 15-16 лет по сравнению с 13-14-летними при выполнении
физических нагрузок максимальной, субмаксимальной и большой интенсивности
преимущественно анаэробного энергообеспечения. В то же время у них
отмечается значительный скачок в развитии функциональных возможностей
организма к нагрузкам умеренной интенсивности и нагрузкам аэробного
энергообеспечения [9,10,38].
В нашем исследовании, посвященном изучению двигательной памяти у девочек 7-15 лет, также
установлено чередование периодов спадов и подъемов в ее развитии,
происходящих на фоне улучшения показателей на протяжении школьного
возраста. В периоды ухудшения результатов (в 8-9 и в 12 лет) гетерохрония
снижается. Периоды ухудшения результатов и нарастание гетерохронии
совпадают со сменой механизмов управления движениями [26].
Данные о проявлении двигательных качеств на различных этапах онтогенеза пока разрознены и
неоднозначны. Однако можно констатировать, что в их развитии наблюдается
волнообразность и они характеризуются гетерохронностью, и это
обусловливает неоднозначность исследовательских данных. Эти закономерности
в проявлении двигательных качеств соответствуют фактам, найденным в других
областях науки о человеке. Волнообразные изменения были найдены А.А.
Гладышевой для морфологических показателей [14]. Многолетние биологические
ритмы обнаружены в трансверзальных и лонгитудинальных исследованиях на
близнецах [24]. Эта закономерность проявляется также в изменении размеров
тела новорожденных в течение длительного времени [25].
Вполне закономерна
разноречивость данных, полученных в разных науках и на разных уровнях
человеческой индивидуальности. Вследствие этой разноречивости на данном
этапе развития исследований, касающихся этой проблемы, нет достаточных
оснований для ответа на поставленный вопрос о соотношении сенситивных и
критических периодов. Тем не менее можно предположить, что в период
постнатального развития может иметь место как совпадение, так и
несовпадение критических и сенситивных периодов развития.
Немаловажное значение в этом вопросе, как
нам кажется, имеет то обстоятельство, что критическим периодам
свойственен глобальный характер (хотя в каждом из таких периодов
решаются особые задачи), тогда как периоды благоприятного развития
характеризуются известной "избирательностью" по отношению к тому или
иному качеству или ряду качеств.
Совпадение во времени благоприятных периодов развития для разных функций может быть объяснено
одновременным созреванием морфофункциональных структур и непосредственной
близостью мозговых центров. Наличие повторяющихся периодов благоприятного
развития также находит свое объяснение в свете имеющихся в науке данных.
Т.П. Хризман свидетельствует о более раннем созревании периферических
концов анализаторов по сравнению с центральными, проекционных зон
головного мозга по сравнению с комиссуральными и ассоциативными [34].
Исследованиями С.Б.Дзугаевой доказано, что после завершения созревания
мозгового субстрата наблюдается развитие межфункциональных связей, что
предоставляет новые возможности для совершенствования соответствующих
функций [17].
Так, если в раннем возрасте
яркость образов, свежесть восприятия и глубина запечатления обусловлены
чрезвычайной чувствительностью нервной ткани, то более адекватное
отражение в последующем возможно благодаря усиливающемуся развитию
системных механизмов межцентрального взаимодействия. Вероятно, поэтому
основными механизмами научения в раннем детстве, согласно исследованиям
Н.А.Тих, А.В.Запорожца и др., являются запечатление и подражание, а в
более старшем возрасте - научение с помощью метода словесного
воздействия.
Для реализации этих механизмов
должны существовать, по всей вероятности, определенные, повторяющиеся в
онтогенезе для различных функций сенситивные периоды, различающиеся как
степенью интегративности, так и смыслом перемен, происходящих на более
высоких уровнях человеческой индивидуальности. Так, согласно
Л.С.Выготскому, в процессе развития происходят изменения не столько в
структуре отдельных психических функций, сколько в межфункциональных
связях и отношениях. О существовании таких повторяющихся периодов
благоприятного развития свидетельствуют упомянутые исследования
лаборатории Б.Г.Ананьева [30]. Вполне очевидно, что повторяющиеся периоды
благоприятного развития нельзя рассматривать безотносительно к основным
фазам онтогенетического развития: прогрессивной, стабильной и
регрессивной, т.к. в каждой из этих фаз они имеют разный смысл.
В работах исследователей,
специализирующихся в разных областях, просматривается проявление некоторых
общих закономерностей, как-то: повторяемость в проявлении критических и
сенситивных периодов, гетерохронность в развитии разных функций, единство
морфологических и функциональных проявлений. Неравномерность формирования
отдельных структур и функций является одной из интереснейших проблем
онтогенетического развития. Это находит свое отражение в попеременном
замедлении и ускорении развития морфологических, физиологических и
психологических признаков на разных этапах онтогенеза, а также в
циклическом чередовании спадов и подъемов в развитии этих признаков, что
приводит к усилению или ослаблению гетерохронии. Усиление гетерохронии в
период ухудшения деятельности системы имеет, очевидно, адаптивное
значение. Представления о сенситивных и критических периодах, на наш
взгляд, тесно связаны с понятиями гетерохронности и волнообразности
развития различных функций [26].
Биологические ритмы имеют
определенную степень наследственной обусловленности [7,32 и др.].
Разновременность и неравномерность циклов ухудшения и улучшения в развитии
различных функций также связаны с влиянием генотипа [24]. Это ведет к
чередованию периодов стабильного развития, протекающих под контролем
генотипа, и периодов изменчивости жизненных функций, когда генетический
контроль ослабевает и усиливается влияние среды.
Потребность в усилении внешних
воздействий, вероятно, реализуется в процессе развития как повышение
чувствительности к ним. Недостаток специфических внешних влияний в
сенситивный период приводит к тому, что компенсировать упущенное в период
развертывания нового объема генетической информации, происходящего большей
частью на ранних этапах онтогенеза, в более поздние сроки трудно или
невозможно. Можно думать, что подобная компенсация облегчится, если
учитывать повторные периоды благоприятного развития.
Избыток внешних влияний, особенно неспецифического характера, приводит к повреждающему,
дезадаптирующему эффекту или к развитию одних функций в ущерб другим (к
дисгармоничному развитию), порождая конфликт организма со средой.
Гармоническое развитие, вероятно, будет являться следствием более или
менее равномерной реализации генетических предпосылок развития в
благоприятных условиях среды. Характерно в этой связи указание Б.Г.
Ананьева на то, что сенситивные периоды есть результат совпадения
благоприятного влияния генотипа и благоприятных условий среды
[2].
Следует отметить, что в биологии термины "критические периоды" и "сенситивные периоды"
употребляются как синонимы. Для переходных периодов существует термин
"возрастные кризисы", однозначно определяющий эти периоды как кризисные
[19]. Психологи четко разделяют сенситивные (благоприятные) и критические
(переходные) периоды, "кризисы" в развитии ребенка [11,27]. Некоторые
исследователи не придают значения точности словоупотребления, что на
определенном этапе развития представлений об этих феноменах тормозит
процесс познания.
С одной стороны, понятие "критические
периоды" употребляется как синоним и для благоприятных, и для переходных
периодов, и это вносит путаницу в понимание тех и других.
"Критичность" и благоприятных, и переходных периодов в том, что
возможности для оптимального развития, если они упущены, негативно
влияют
на развитие человека: если это благоприятный период, то позднее
трудно
наверстать упущенное; если переходный возраст, то при отсутствии
оптимальной стимуляции он может перейти в кризис, дезадаптацию.
Разница
между ними в том, что возможности сенситивных периодов надо не
упустить и
правильно использовать, а в переходные периоды нужно уберечь
ребенка от
неблагоприятных воздействий.
С другой стороны, термин "кризисы", "кризисные периоды", будучи употребленным в качестве синонима
переходных периодов вообще, также неточен, т.к. не отражает другие (не
кризисные) варианты развития в этот период. Поэтому ни один из двух
терминов не является удовлетворительным для обозначения переходных
периодов в жизни человека. Лучше всего было бы оставить за переходными
периодами их первоначальное название, не подыскивая синонимов, но они так
прочно утвердились в многочисленных публикациях и в обиходе и так
переплелись, что ниспровергать их не имело бы смысла, но развести данные
понятия необходимо.
Первый шаг в этом направлении
сделал А.А. Гужаловский. Целесообразно, как нам кажется, периоды особо
благоприятного развития обозначать, как он предложил, термином
"сенситивные периоды", а за переходными периодами оставить термин
"критические периоды", имея в виду, что существуют кризисные и
бескризисные варианты критических периодов. В зависимости от характера
внешних воздействий различным будет результат развития в эти периоды и в
дальнейшем. Проблема в том, чтобы определить оптимум этих воздействий в
каждом конкретном случае.
Таким образом, в развитии представлений о сенситивных и критических периодах имеется ряд
противоречивых тенденций, отражающих диалектическую сложность явления
смены возрастных этапов в жизни человека, а также недостаток знаний в этой
области. Это обусловило, по всей вероятности, и неоднозначность
употребления терминов, обозначающих эти явления.
Сенситивные и критические периоды развития имеют место на разных уровнях человеческой
индивидуальности (морфологическом, физиологическом, психологическом,
социально-психологическом) и на разных этапах онтогенеза, достигая особой
"сконцентрированности" в раннем детстве. Они могут иметь "тотальный"
(сенситивные периоды в смысле К.Лоренца, кризисные периоды в понимании
Л.С.Выготского) или парциальный характер.
Можно говорить о сенситивных периодах для целого комплекса взаимосвязанных между собою качеств,
обусловленных совпадением сроков созревания морфологических структур или
развитием функциональных взаимосвязей.
Решить вопрос о соотношении этих периодов на
данном этапе развития представлений об этих феноменах не представляется
возможным.
Литература
- Айрапетьянц Э.Ш., Батуев А.С. Принцип конвергенции анализаторных систем. Л., 1969. 86 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964. 304 с.
- Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1979. 295 с.
- Броунов П.И. Заметки по сельскохозяйственной методологии// Сельское хозяйство, 1897.
- Балахонов А.В. Ошибки развития. Л.: ЛГУ, 1990. 278 с.
- Биологические ритмы/Под ред. Ю.А.Ашоффа. т.I,II. 1984.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М., 1966. 248 с.
- Букреева Д.П. Возрастные особенности функционирования двигательного аппарата девушек 15-16 лет при выполнении физических нагрузок разной мощности// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. N 2(2). с. 109-113.
- Вишняков А.В. Показатели развития координационных способностей у девочек 11-12 лет в зависимости от степени полового созревания// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1991. N 2. с.92-95.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1984. т.4. 433 с.
- Гужаловский А.А. Проблема "критических" периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания// Очерки по теории физической культуры. М.: ФиС, 1984. с.211-223.
- Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Дис.... докт.пед.наук. М., 1979.
- Гладышева А.А. Биологические ритмы в становлении соматических и функциональных признаков у школьников 8-17 лет// Тезисы докладов IX научной конференции по возрастной физиологии и биохимии. М., 1969. Т.1. с.220.
- Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика. Ч. 1. Л., 1930.
- Гуськова Т.В. Психологический анализ симптоматики кризиса 3-х лет// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. N 1. с. 32-37.
- Дзугаева С.Б. Проводящие пути головного мозга человека (в онтогенезе). М., 1975. 255с.
- Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1979. N 1. с.37-42.
- Зиновьев П. Возрастные кризисы. БМЭ, 1958. Т.5. с.982.
- Карсаевская Т.В. Социальная детерминация возрастных фаз человека// Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. с.747-756.
- Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. Л., 1980. 164с.
- Межжерин В.А. Биологическое время и его метрика// Фактор времени в функциональной организации времени живых систем. Л., 1980. с.20-24.
- Моисеева Н.И. Свойства биологического времени. Там же. с.15-19.
- Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма. М., 1978. 144с.
- Никитюк Б.А., Алпатов А.М. Связь вековых изменений процесса роста и развития человека с циклами солнечной активности// Вопросы антропологии, 1979. Вып. 63. с.34-44.
- Никитюк Б.А., Черкасова Р.С. Возрастные особенности зрительно-моторного взаимодействия при воспроизведении пространственных величин// Человек как интегральная система. Ростов-на-Дону, 1988. с.71-84.
- Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Просвещение, 1983.
- Пэрна Н.Я. Ритмы жизни и творчество. Тарту, 1926.
- Равич-Щербо И.В. Личное сообщение. 1991.
- Развитие психофизиологических функций взрослых людей/Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. М., 1977.
- Светлов П.Г. Физиология (механизмы) развития. Т.1. Процессы морфогенеза на клеточном и организменном уровнях. Л.: Наука, 1978.
- Степанова С.И. Актуальные проблемы космической биоритмологии. М., 1977.
- Толстых Н.А. Возрасты жизни. М., 1990. 224 с.
- Хризман Т.П. Движения ребенка и электрическая активность мозга. М.: Педагогика, 1973.
- Шапошникова В.И. Многолетние биологические ритмы у человека// Человек и среда. Л.: ЛГУ, 1975. с.181-187.
- Шапошникова В.И. и др. Критические периоды в жизни человека. Там же. с.188-193.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
- Ярмоленко В.А. Возрастные особенности координации движений у девочек 11-14 лет// Новые исследования по возрастной физиологии. 1984. N 2. с.69-71.
- Lorenz K.Z. Der Kumpan in der Umwelt des Vogels// J.Ornitology. 1935. 83. S. 137-289.
- Offer D., Offer J. Tree developmental routes through normal male adolesense// Adolescent Psychiatry, 1976. V.47. P.121-141.