Характер, его строение и формирование. Характер и личность
Характер – совокупность устойчивых
психических качеств, связанных с привычными, типовыми способами
поведения. Структурное определение (диагностический подход): характер –
прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде.
Основа характера: врожденный темперамент. Функциональное определение
(личностный подход): характер – форма поведения, необходимая для
сохранения имеющейся структуры мотивов. Основа – возникающие личностные
проблемы. Свойства характера – возможные способы решения проблем. А.
Адлер: характер – индивидуальный жизненный стиль.
Характер как индивидуальный стиль. Подходы к
изучению характера: 1) характер и темперамент. Темперамент как основа
характера. 2) характер и личность. Личность как социальный индивид.
Характер – объединение способностей (содержание) и темперамента (форма).
Это форма, позволяющая освоить важное для социального индивида
содержание.
Строение характера. Единица анализа:
индивидная черта. Факторный анализ. (?1) Строение характера с точки
зрения содержания. Ананьев: характер – система отношений. Маркс:
сущность человека есть весь ансамбль общественных отношений. Черта
характера – отношение социальной личности к жизненным условиям ее
развития. Связь семейной поддержки с IQ: расходящееся и перекрестное
взаимодействие – отличия в качественном различии выводов. Не всякое
отношение есть черта характера, а только существенное. Какое? 1) к
природе (экосознание). 2) к социальным условиям. 3) к самому себе. Для
определения характера вводят понятие "направленности личности”. 1)
направленность личности: структура отношений тесно связана с
мотивационной структурой. 2) сила характера – выраженность этого
отношения. 3) цельность характера – согласованность отношений меду
чертами. Направленность личности: строение и развитие мотивационной
сферы личности, степень иерархизации и внутренней согласованности
которой определяют качественное своеобразие характера, его силу и
цельность.
Формирование стиля поведения и стиля жизни:
характер защищает сложившуюся структуру мотивов. Кант: "характер –
форма поведение, которая обеспечивает защиту наличной структуры мотивов и
выбор в неопределенной ситуации”, "характер – достоинство человека”.
Кант говорит о том, что не у всех есть характер: "поведение человека без
характера зависит от случая”. Нет характера, но есть форма поведения.
Характер защищает структуру мотивов. Если в ней есть конфликт, то
проявляются негативные функции психологической защиты. Защитный механизм
обеспечивает временное снятие тревоги, позволяет не растеряться в
конкретной ситуации. Характер удаляет от решения проблем. В. Райх:
телесно ориентированная терапия. Сначала надо разрешить собственные
проблемы, а потом помогать другим. Когда Оно начинает говорить, то
сколько не разговаривай, обнаружишь все больше вербальных проблем
(терапия Фрейда: "излечение словом”). Уход от проблемы через ее
объяснение. Представленность личностных проблем в теле – телесный
защитный панцирь. Характер препятствует выходу противоречий. Жесткая
форма мешает развитию личности, т.к. любая ситуация представляется
типовой. Нужно уметь распускать защитный панцирь. Поступок – привычка –
характер – судьба. А. Адлер (учение З. Фрейда): человек как социальный
индивид. Чувство общности – чувство, с которого начинается личность.
Чувство общности блокируют: 1) авторитетное воспитание. 2) физическая
агрессия. 3) излишняя эмоциональная опека. Комплекс неполноценности
может быть компенсирован. Компенсация: 1) самого комплекса, без
устранения причины (социальный комплекс). 2) преобразование источника
комплекса. Жизненный стиль – стратегии, способы достижения цели.
Конструктивный жизненный стиль позволяет достигать цели. Уникальность
характера – уникальность собственного решения своих проблем.
Формирование и развитие характера. Подходы:
(1) структурный. Характер – прижизненное развитие темперамента. М. М.
Бахтин: многие литературные герои описываются через постоянный характер.
(2) функциональный. Характер – квазикачество. Строение функции: человек
становится кем-то ради жизненного принципа. Выготский: черты характера,
и он в целом – ВПФ, которые строятся на основе натуральных.
3. Основные подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера.
Индивидуальность – совокупность психических
качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других.
Она определенным образом организована.
Проблема выделения типов характера: емкость и
тип. 1) емкость – совокупность свойств и типов поведения. Тип – их
взаимосвязь и взаимообусловленность. Свойства предполагают друг друга.
2) емкость – сумма. Тип – целое. Понимание целостности: у типа выделяют
несколько структурных качеств (2 – 3), которые объединяют, задают
структуру остальным. Стратегии построения типов: 1) снизу –
эмпирическая. Индукция. 2) сверху – стратегическая. Дедукция. Задачи
выделения типологии: 1) объяснительная. Возможность установления
психотелесных соответствий. Гиппократ, Кречмер, Шелдон. 2) описательная.
Описание классов характера. Тип характера– отклонение, связанное с
социальной неприспособленностью. Аномалия – индивидуально-типовой
портрет. Ганнушкин, Личко. 3) терапевтическая. Получение возможности
понять свой характер, получить возможности управления социальным
поведением. Дедукция: через выделение общих черт индивидуальности. К. Г.
Юнг: психологические типы.
Строение тела и характер. Э. Кречмер
(немецкий психиатр). Выделение и описание основных типов телосложения.
Связь телосложения с психическим обликом. "Тип” – целостная структура, а
не совокупность. Шаг № 1: факты. Типы телосложения – идеальные типы.
Проблема: чистые и смешанные типы. 3 основные конституции. Ключевой
признак типа: лицо. Тип (1) Астеник (Чехов: "тонкий”): слабое развитие
мускулатуры, узкие плечи, впалая грудная клетка, впалый живот. Лицо:
угловой профиль (вытянутый нос и скошенный подбородок). (2) атлетик:
развитая мускулатура, широкие плечи, крупная голова, узкие бедра. (3)
пикник (Чехов: "толстый”). Лицо: фас – пятиугольник (скулы особо
выделяются за счет жировых отложений). Соотнесение типа телосложения с
психическими заболеваниями. Выделил типовые на основе 2 заболеваний: 1)
шизофрения (Sch). Э. Блейлер: "шизофрения” (впервые). Основной признак –
аутизм. Ориентация на себя – искаженное восприятие мира. Аутистическое
мышление – уход от реальности. 2) циклический (маниакально-депрессивный)
психоз. Резкая смена настроения: беспричинная радость – беспричинное
уныние. Вывод: связь шизофрении и типов астеник, атлетик; связь МДП и
типа пикник (надежный факт). Шаг № 2: интерпретация. 1) Кречмер и др.
Отсутствие качественной грани между нормой и патологией. Количественные
отличия: малая психиатрия – невроз. Шизофрения и МДП – центры более
общих образований (изучал истории болезни не только пациентов, но и
родственников). Аномалии характера, соответствующие им: шизоид
(испытывает трудности в социальной жизни) и циклоид. Малая психиатрия:
индивидуальные типы характера. Ганнушкин: типы – психопатии. Циклоид:
общителен, открыт миру, доброжелателен. Принимает мир таким, каков он
есть. Активный, деятельный (сангвиник Гиппократа; Павлов, Айзенк). Редко
доводит дела до конца. Существует зависимость от окружения, т.к. в
эмоциональных ситуациях ему необходимо выговориться. Может потерять
себя, раствориться в среде. Эмоциональная шкала: постоянная радость –
постоянная грусть. Не в состоянии контролировать эмоции. Шизоид:
замкнут, крайне раздражителен. Противостоит миру. Навязывает ему свои
нормы. Ориентирован на себя: "напоминает готический замок – снаружи
скромен и бесцветен, внутри – роскошные пиры”. Редко имеет друзей, его
партнер должен отвечать некоторому идеалу: "если я тебя придумала, стань
таким, как я хочу”. Эмоциональная сфера: крайняя чувствительность
(ранимость) – эмоциональная тупость (полное внешнее безразличие к
окружающим). 2) только Кречмер. От пограничных расстройств – к
нормальной индивидуальности. Предположение о существовании общих
биотипов. Биотип – единство телесных и психических черт. Изучение на
вождях и героях. Исследователи, писатели, политики: нашел мало. Только
описание, нет объяснения. Циклотимик: доверяет чувствам, а не разуму.
Богатая интуиция мыслителя. В политике склонен к компромиссам.
Шизотимик: предпочитает науки, где нужно обобщать. Мир изначально
схематизируется. Основная ориентация на себя. Ориентация на поиск
внутренних причин. В политике – яркие революционеры.
У. Шелдон. Выделяет индексы – показатели
ключевого типа телосложения. Соответствие признаков, их корреляции. Типы
как группы свойств.
Психопатии и акцентуации характера. Объяснительные теории. Они построены снизу, эмпирически.
Проблема выделения общих психических типов.
Построение сверху, дедуктивно. Назначение: дать человеку средства к
пониманию своей индивидуальности. Юнг, 20е годы. Книга "Психологические
типы”. Часть 1: историческая, исследует взаимодействие типов, везде
находит пары. Часть 2: подведение итогов. Шаг №1. Выделение
направленности, общей установки субъекта. Везде есть взаимодействие сил:
расширение и сжатие. Художник стремится во вне – экстраверт. Мыслитель
стремится внутрь – интраверт. Итог: выделение двух, взаимодополняющих
направленностей субъекта. Шаг №2. Проблема эмпирического соответствия.
Каждый человек обладает обеими установками. Наличие двух психических
сфер у человека: сознание и бессознательное. Шаг №3. Идея равновесия.
Анализ психических функций: экстраверт – эмоциональный человек.
Интраверт – рациональный человек. Попытка выделить две оси, четыре типа.
Шаг №4 отражение полного цикла контакта человека с миром. Стадии: а)
ощущение (восприятие) – сенсорика, способность воспринимать мир
объективно. Б) эмоции – ориентировка на отношение к событиям. В)
мышление – вскрытие существенных свойств. Г) интуиция – способность к
прогнозированию будущих результатов. Замечания. 1) выделяя типы, можно
различать больше параметров. Э. Шпрангер: выделяет типы по основному
социальному мотиву человека. 2) а. Ф. Лазурский: типы как уровни
развития личности, познание себя предполагает развитие.
№ 2. Ганнушкин: изучение взрослых.
Психопатия – аномалия характера, которая (1) определяет весь психический
облик человека, (2) относительно неизменна при жизни, (3) связана с
социальной дезадаптацией. Классификация: 10 типов. А. Е. Личко: изучение
детей. Акцентуация – крайний вариант нормы, связанный с резким,
излишним подчеркиванием определенной черты, что приводит к болезненной
чувствительности в одних социальных ситуациях при относительной
устойчивости к другим. Любой подросток имеет акцентуация, иногда это
является признаком возраста. Задача: выявить социально неприемлемые
реакции акцентуанта. Классификация: 12 типов (10 типов Ганнушкина +
циклоид, шизоид).
Ганнушкин: психопатии. Личко: акцентуации.
Группа циклоидов (I – II как ее полюса).
I Конституционально-возбужденная группа. Гипертинный тип.
Выражение МДП. Постоянно приподнятое
настроение, повышенная активность. Часто увлекается, интерес к миру,
неформальный лидер, разносторонние интересы. Неустойчивость интересов
(следствие в жизни: скромные успехи). Азартный игрок. Склонность к
аферам. С легкостью принимает жизненные невзгоды. Часто это возрастная
черта.
II Конституционально-депрессивная группа. Сенситивный тип.
Основной признак: беспричинное понижение
настроения, повышенная утомляемость, болезненная чувствительность
(Павлов: чистый слабый тип НС). Ситуации, связанные с проверкой,
вызывают излишнюю раздражительность. Основной признак: боязнь проверок.
Многие шаблонные ситуации воспринимаются как неопределенные. Трудности в
повседневном общении. Стремится компенсировать это, привлечь к себе
внимание, победить тревогу, но возникает чувство стыда.
III Группа лабильных.
Неустойчивость эмоциональной сферы.
Эмотивно-лабильный тип: эмоциональность. Реактивно-лабильный: смена
настроения из-за внешних обстоятельств. Не имеет долгих привязанностей,
размытые интересы, не может долго сдерживать обещания. Не умеет
правильно выразить, оформить и сохранить привязанность, удержать в
поведении.
Группа психастеников.
IV Группа неврастеников. Астено-невротический тип.
Болезненная чувствительность вплоть до
мнительности в отношении собственных телесных переживаний. Часто
посещает поликлинику сразу в нескольких кабинетах. Болезненное отношение
к физическому и психическому здоровью.
V Группа психастеников. Психастенический тип.
Чрезмерная нерешительность. Нет внутренних
средств для принятия решений. Компенсация с помощью внешних (гороскопы и
др.) средств. Даже собственное решение принимает с опорой на внешние
средства (Л. Н. Т.: "Воскресение”, заседатель суда).
VI Группа параноидов. Не выявлены.
Склонность к созданию сверх ценных идей. Кажется ориентированным на
себя, оценивает других и относится к ним в соответствии со своими
сверхценными утверждениями. Требователен, жесток, злопамятен, капризен и
раздражителен. Он – резонер (человек, склонный к обоснованию своих
убеждений), но его словесный поток однообразен, не оригинален.
VII Группа эпилептоидов. Эпилептоидный тип.
Ключевые признаки: наличие эмоциональных приступов, наличие вязких
эмоциональных состояний, наличие моральных дефектов. Находится на гране
выполнения нормы. Ханжа, подчеркивает свое соблюдение норм. Стремится к
лидерству, но редко достигает его. Положение ближайшего подчиненного у
лидера, перед которым заискивает. Жесток по отношению к слабым. Может
быть деятельным, упорным. Склонен дойти во всем до предела. Часто
что-нибудь коллекционирует. Склонен овладевать ручными умениями, склонен
тренироваться один.
VIII Группа истероидов. Истероидный тип.
Необходимость привлечения внимания любой ценой. Неожиданные,
немотивированные поступки. Склонность к фантазированию: неверное
представление реальности. Человек уходит от сознания своей мотивации,
придумывает себе тяжкие грехи. Патологически лгун. Крайний случай –
фанатик. Это особенность подросткового возраста, которая может
сочетаться с другими.
IX Группа неустойчивых. Неустойчивый тип.
Невозможность действовать без образца. Отсутствие сложившихся способов
поведения, зависим от окружающих. Компенсация: выбор яркого образца.
Гипертинный подросток: лидер в подростковых компаниях, склонен к
употреблению химических возбудителей, но потом испытывает долгий и
тяжкий стыд.
X Группа конституционально-глупых. Конформный тип.
Интеллектуальная сниженность. Будет успешен, если выберет себе средний
образец. Ханжа, резонер. Дежурные, обыденные мнения. Необходимость
подражать, быть как все.
Итог: т.к. характер – образование на основе
врожденных свойств, то он есть у всех. Ганнушкин: нормальный характер –
условность, которая реально не существует. Норма создается человеком как
личностью (создается обществом).
Леонгард: "Акцентуированные личности”. На материале художественной
литературы выделяет типы. Акцентуации и психопатии – попытки природы
наметить те точки, в которых возможна социальная дезадаптация.