Невидимые барьеры. Почему пути квалифицированных специалистов и работодателей зачастую расходятся
Создатель кибернетики Норберт Винер говорил, что информация
поступает в условное приемное устройство - и в человеческий мозг тоже -
через определенную линию передачи, снабженную фильтрами. Последние могут
отсекать или искажать часть информации. Эту идею применительно к
человеческим взаимоотношениям разрабатывал и английский психолог Д.
Бродбент. Некоторые ученые пробовали даже изобрести универсальные методы
преодоления фильтров-барьеров с помощью голоса или ритма. Однако
использование, скажем, громкого голоса, шепота или чтение своего резюме в
стихах в процессе собеседования было бы, по меньшей мере, неуместно.
В 1907 году академик Лев Щерба, будучи тогда молодым филологом, приехал
в Германию. Там, на Эльбе, в окружении немецкого населения, издавна жили
лужичи - остатки древнего и некогда многочисленного славянского народа.
Насильственная германизация грозила языку этих славян полным
исчезновением, и Щерба хотел составить его описание. Как известно, он с
честью решил эту задачу, а в ходе работы обнаружил удивительную вещь:
лужичи никогда не рассказывали друг другу о своих впечатлениях. Они вели
только короткие разговоры. "...эти наблюдения, - замечает Щерба, - лишний
раз показывают, что монолог является в значительной степени искусственной
языковой формой и что подлинное свое бытие язык обнаруживает в
диалоге".
В пользу этого утверждения говорят и другие факты. Опытные
ораторы, каковыми были, скажем, Уинстон Черчиль и Мартин Лютер Кинг,
строят свои речи по принципу "вопрос-ответ". Большинство знаменитых
литературных монологов (например, в произведениях В. Шекспира и Ф.
Достоевского) являются по сути своей настоящими диалогами. А если
вспомнить о "беседе" Сократа как методе познания, становится ясно, что
именно диалог - самый эффективный метод преодоления различных этических,
эстетических и психологических фильтров. Кстати, это объясняет и то,
почему в практике подбора кадров, несмотря на появление различных
испытаний, тестов, анкет и делового моделирования, самым распространенным
методом остается собеседование.
Зачастую однако этот способ отбора
персонала перестает быть эффективным. И происходит это в силу нескольких
причин. Одна из них хорошо известна многим из тех, кто время от времени
играет роль соискателя. Порою им приходится сталкиваться с такой
ситуацией. Работник кадровой службы с ободряющей улыбкой, поощрительным
тоном просит: "Расскажите, пожалуйста, о себе, о своей работе". После
этого он принимает вид внимательного слушателя и больше не говорит ни
слова.
Ясно, что в этом случае собеседование перестает быть таковым и
превращается в чисто формальное мероприятие. Возникает ситуация, которая
напоминает слова хорошо известной песни ("Тихо сам с собою я веду
беседу.") Соискатель по ходу встречи вынужден строить гипотезы о
потребностях компании и мысленно моделировать вопросы самому себе, а затем
в монологе устно излагать о себе то, что - по его представлениям! - важно
знать "собеседнику". Если это не проверка памяти и логического мышления,
то быть или не быть соискателю сотрудником данной фирмы зависит уже не
только и не столько от его профессиональных качеств.
К сожалению, диалог как таковой еще не гарантирует взаимопонимания. "По
одежке встречают, по уму провожают" - хорошо известная народная мудрость.
Однако, как показывают исследования, проведенные американским психологом
Юджином Мэйфилдом, поговорка эта верна иногда лишь в первой своей части.
Ученый, изучавший эффективность собеседования как инструмента отбора
кадров, выявил ряд проблем эмоционально-психологического характера,
которые к этому приводят.
Это связано с тем, что специалисты по подбору
кадров субъективны. Они оценивают претендентов на вакантные места,
основываясь на первом впечатлении. Все, что говорится в остальной части
собеседования, абсолютно не учитывается. Другая проблема состоит в том,
что очередной кандидат сравнивается с предыдущим. И если последний
выглядел плохо, то следующий "средненький" кандидат будет выглядеть хорошо
или даже очень хорошо. Бывает и так, что сотрудники, проводящие интервью,
дают более благоприятную оценку тем кандидатам, чьи внешний вид,
социальное положение, возраст и манеры в большей мере напоминают их
собственные.
Существуют и другие проблемы повышения эффективности
собеседования. Связаны они с содержательной частью диалога.
И.И. Ревзин и О.Г. Ревзина, отечественные ученые, сформулировавшие так
называемые "постулаты нормального общения", использовали в своей работе
пьесы, написанные для "театра абсурда". Одно время в Англии это
сценическое действо было довольно модным. Вот одна из сцен "абсурдного"
диалога, которая помогла сформулировать так называемый постулат о
детерминизме:
Миссис Мартин. Я видела на улице, рядом с кафе стоял господин, прилично
одетый, лет сорока, который...
Мистер Смит. Который что?
Миссис Мартин. Право, вы подумаете, что я придумала. Он нагнулся и...
Все. О!
Миссис Мартин. Да, нагнулся!
Все. Не может быть!
Миссис Мартин. Да, нагнулся! Я подошла посмотреть, что он делает...
Все. Что? Что?
Миссис Мартин. Он завязал шнурки на ботинке.
Все. Фантастика!
Мистер Смит. Если бы рассказал кто-либо другой, я бы не поверил.
Мистер Мартин. Но почему же? Когда гуляешь, то встречаешься с вещами еще более необыкновенными. Посудите сами. Сегодня я своими глазами видел в метро человека, который сидел себе и совершенно спокойно читал газету.
Миссис Смит. Какой оригинал!
Мистер Смит. Это, наверное, тот же самый.
Мистер Смит. Который что?
Миссис Мартин. Право, вы подумаете, что я придумала. Он нагнулся и...
Все. О!
Миссис Мартин. Да, нагнулся!
Все. Не может быть!
Миссис Мартин. Да, нагнулся! Я подошла посмотреть, что он делает...
Все. Что? Что?
Миссис Мартин. Он завязал шнурки на ботинке.
Все. Фантастика!
Мистер Смит. Если бы рассказал кто-либо другой, я бы не поверил.
Мистер Мартин. Но почему же? Когда гуляешь, то встречаешься с вещами еще более необыкновенными. Посудите сами. Сегодня я своими глазами видел в метро человека, который сидел себе и совершенно спокойно читал газету.
Миссис Смит. Какой оригинал!
Мистер Смит. Это, наверное, тот же самый.
Используя подобные россыпи "драматических" абракадабр, они
определили то, что делает разговор собеседников нормальным, а что -
бессмысленным. Всего постулатов Ревзиных - восемь:
- о тождестве (партнеры в течение разговора должны исходть из одних и тех же понятий и представлений);
- об общей памяти (говорящие должны иметь хотя бы минимальный общий запас сведений о прошлом);
- об информативности (сообщения должны представлять интерес для собеседника, а не быть общеизвестными);
- о неполноте описания (сообщение с полным описанием чего-либо противоречит нормальному общению, так как из него невозможно вычленить значимую информацию, "краткость - сестра таланта");
- о детерминизме (причинно-следственная связь событий, явлений);
- о способности прогнозировать будущее (каждый собеседник должен уметь строить несложные предсказания);
- об истинности (необходимо соответствие между словами и действиями, словами и внешним миром);
- о семантической связности (собеседники должны придерживаться общей тематики разговора).
На практике мы чуть ли не каждый день
оказываемся в ситуациях, когда деловое общение по объективным причинам
не может быть нормальным. В таких случаях обычно говорят: "Я ему - про
Фому, а он мне - про Ерему". Скажем, перед отделом кадров какой-либо
компании поставлена задача - заполнить вакансию менеджера по связям с
общественностью. На собеседование приходит специалист, придерживающийся
взглядов Сэма Блэка, который определяет паблик рилейшнз (ПР) как
искусство. Напротив, специалист по работе с персоналом знаком с
концепциями или маркетолога Ф. Котлера или рекламистов Бове/Аренса,
которые рассматривают эту сферу деятельности с других позиций.
Можно
с уверенностью сказать, что участники диалога с трудом будут понимать
друг друга, так как их представления о роли менеджера по ПР сильно
различаются. Несомненно каждый участник беседы будет иметь ввиду
определенную деятельность определенного специалиста на определенной
должности в определенной компании за определенное вознаграждение. Но
каждый будет думать об этом по-своему. Например, специалист "по Блэку"
будет думать о своей будущей работе, как о работе в качестве советника
руководителя предприятия, а кадровик будет думать, как ему подобрать
менеджера отдела рекламы, занимающегося выставками. В данном случае
будет нарушен постулат о тождестве.
Дело может еще более осложниться
если собеседники принадлежат еще и к разным возрастным категориям:
специалисту по ПР - 40, а его партнеру по переговорам - 25. Здесь
возникает риск нарушения постулата об общей памяти. Проблема приобретает
уже мировозренческий характер: могут ли представители разных
интеллектуальных "галактик" найти общий язык?
Добиться взаимопонимания, как видно, бывает порой чрезвычайно сложно.
Тур Хейердал - знаменитый путешественник, исследователь, философ,
антрополог - думал, что это возможно. Он сравнивал представителей
различных областей знания с рудокопами, каждый их которых копает свою,
отдельную яму. Они уже настолько глубоко погрузились в них, что их крики
об успехах не долетают до ушей собратьев. Однако если бы они решили
выглянуть наружу и поделиться с собратьями своими успехами, то навряд ли
поняли бы друг друга, так как за годы, проведенные на глубине, каждый из
них стал говорить на другом языке. Свою роль дотошный норвежец видел в
том, чтобы ходить возле этих ям, заглядывать в них, выявлять их
особенности и... составлять общую картину мира.
Примерно такую же роль
должны играть и специалисты по подбору персонала: они должны знать
особенности всех профессий. Ведь судьбы соискателей и компаний,
нуждающихся в кадрах определенной квалификации, в основном зависят от них.
От их способности или неспособности преодолевать свои
эмоционально-психологические проблемы. От широты или узости их кругозора.
От уровня их эрудированности. От степени их объективности. От их возраста
и образования. От их ответственного или безответственного подхода к делу.
От степени их материальной заинтересованности. Но главное - от их умения
вести содержательный диалог, слушать и слышать собеседника. Только так
можно понять, соответствует ли соискатель предъявляемым требованиям.
Достаточно ли он образован, опытен и талантлив? Занимается ли
самообразованием? Имеет ли чувство нового? Может быть его способности
таковы, что недостатки анкеты, тестирования уже не имеют самодовлеющего
значения и ему стоит дать шанс?
Однако зачастую кадровики "гонят вал" и
не в состоянии услышать то, о чем говорят их собеседники. Рискну сказать,
что погоня за объемами и качество подбора собственного персонала,
делающего упор на анкеты и тесты, является главной причиной появления
"невидимых барьеров": распространения формализма и субъективизма в работе
довольно значительного количества кадровых агентств.
В этой ситуации
соискателю и работодателю можно посоветовать только одно - искать
возможность встречаться без посредников, лицом к лицу. В иных случаях
необходимо обращаться за помощью к агентствам, репутация которых
безупречна, а штат укомплектован опытными консультантами.