Об особенностях речевых структур, репрезентирующих процесс изменения восприятия проблемной ситуации клиентом в ходе индивидуального консультирования

Среди различных видов психологической помощи индиви­дуальному консультированию отводится одно из ведущих мест.

         Несмотря на имеющуюся литературу (Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под. ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.  М, 1989; Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991; Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993; Психологическое консультирование в школе / Сост. Н.В.Коптева. Пермь, 1993; Абрамов Г. С. Введение в практическую психологию. -М., 1995; Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования. - Киев, 1995), посвященную вопросам консультативной практики, в ее разработке все еще остаются белые пятна, относящиеся к весьма существенным сторонам процесса взаимодействия психолога и клиента. В частности, исследователи в этой области только подступают к изучению феноменов речевого общения1 участников консультативного диалога (семантических, лексических, фонетических и т.д.). Практически еще не становились предметом системного анализа и особенности речи консультанта и клиента,

Данная статья имеет цель в какой-то мере восполнить существующий пробел в изучении консультативного диалога и посвящена анализу речевых конструкций, репрезентирующих процесс изменения восприятия проблемной ситуации клиентом в ходе психологического консультирования.

         Речь клиента в консультативном диалоге - уникальное исследо­вательское явление, позволяющее раскрыть глубинные закономерности внутренней жизни человека. В результате анализа 200 аудиозаписей сеансов психологического консультирования нами были отобраны фрагменты речи консультируемых, где вербализован момент осознания клиентом своих внутренних проблем, произошло разрушение однозначности воспринимаемых явлений, реализована возможность допуска в свое сознание другой позиции, иного видения, иной интерпретации фактов.

         Углубленное изучение этих развернутых реплик, произнесенных клиентами, показывает наличие в них особых речевых фрагментов, получивших наименование диалогических структур (ДС).

         Таким образом, по своему содержанию диалогическая структура представляет оформление консультируемым во внешней речи ранее не имеющего своего вербального выражения качественно нового отношения к проблеме. Это своеобразный "диалогический обертон"2 однозначного видения ситуации, появившийся (или проявившийся3) в ходе индивидуального психологического консультирования.

Пример4.

П: Скажите, вот вы только что ответили, что любите своего мужа, а что значит «любите»?

К: Я бы для этого человека все сделала... то есть, что бы он ни попросил

------------------------

1 См.: Казанская А.В. О чем говорит речь? // Московский психотерапевтический журнал 1996,'2.

2 Понятие введено Л,А. Радзиховским. N1. подробнее: Радзиховский Л.А. Диалог как  единица  анализа  сознания   в  сб.   Познание  и  общение  /  Под  ред. , Б.Ф.Ломова.- М., 1988.-С.24-34.

3 Мы не можем с полной уверенностью утверждать, что иное восприятие проблемной ситуации не было представлено в сознании клиента. В данном случае можно говорить о вербализованном проявлении этого представления

4 Фрагменты аудиозаписей оформлены в виде сценария-диалога с пометками: П -психолог, К - клиент. Членение реплики на предложения производится в соответствии с интонационной и смысловой законченностью.

----------------

меня... Не оставила бы в трудную минуту... Не знаю, может это... Я не могу объяснить, может это не любовь, а привязанность... Может, я уже просто привыкла к нему, не могу от него как-то оторваться...Я. может, это принимаю за любовь... Может, я еще не видела настоящей-то любви... Для меня, если человек хорошо относится, говорит мне ласковые слова, значит он (грустная усмешка) меня любит1 ... Для него (мужа) - все наоборот, если он не пьет там, шабашки делает - он хороший муж, он любит... А то, что он там «здравствуйте» не говорит, «с добрым утром», «спокойной ночи» - не обязательно... Я ему постоянно: «Денечка, чаю хочешь? Кушать будешь?»... Я тоже не могу постоянно сама ему говорить, мне хочется тоже внимания.... (пауза} Что мне делать дальше?

--------

1Для выделения диалогической структуры в высказывании клиента Ч используется подчеркивание.

-----

Приведенный ответ клиентки характеризуется развертыванием высказывания в диалогическую структуру. Первые два предложения фрагмента являются ответом на вопрос психолога и выражены в утвердительной форме (Все сделала... Не оставила бы...). Третье предложение начинается с отрицания, содержит модальную категорию и фактически не имеет предмета высказывания. Далее консультируемая впервые допускает словесное выражение возможности иного видения своего отношения к супругу (Может это не любовь, а привязанность, привычка?); внезапно для себя (и совершенно естественно по логике рассуждения) задается вопросом или формулирует утверждение (а скорее всего, и то и другое). - Может, я еще не видела настоящей-то любви? Появление иного взгляда на ситуацию доказывает и горькая усмешка как реакция на то, какие формы выражения чувств сама клиентка принимала за любовь. Затем в высказывании наступает перелом, женщина вновь возвращается в «контексты ситуации, вспоминает обиды на мужа и продолжает свой рассказ в характерной манере выражения жалобы и поиска сочувствия - Я не могу... Мне тоже хочется внимания... Вполне закономерно, что подобный «сценарий» высказывания имеет в качестве заключительного аккорда вопрошение ответа у психолога.

         Как   показывает   анализ   имеющихся   в   нашем   распоряжении материалов,    нередко    диалогические    структуры    принимают    вид вербализованного внутреннего диалога, обращения клиента к самому себе.

         Пример.

К: Вы знаете... Я все время раньше грызла как-то себя... Всю жизнь ругала... Да и сейчас немного тоже... Что... Как вам объяснить... Я как-то никогда не имела сильного желания иметь семью... детей... Я постоянно ощущаю... перед сыном... Что я как-то не так люблю его... недостаточно, что ли... Хм.... Да что тут... (пауза). Хватит винить себя....(длительная пауза) да-да... все винить себя... (пауза). В конце концов начинаешь получать удовольствие от этого... мазохизм... так-то... Жалеешь себя... Бои-ишься... (пауза) да-да. Что тебе это... не нужно было... да-да. голубушка (смотрит на психолога, напряженно улыбается) Вы извините... Я тут как-то сама с собой... Редко, знаете ли, исповедоваться... Ну... всю правду... Правду себе сказать...

П: Это ничего... я вас слушаю... (длительная пауза) Продолжайте...

(пауза) Вы говорили..! вы сказали... О какой правде идет речь?

К: (в очень медленном темпе, обдумывая каждое слово) Я сейчас говорила то, что... давно не хотела себе признаться... Я отгоняла эти мысли... Но стоило мне расслабиться, они донимали меня снова... И вот они прорвались заговорить вслух...

          Высказывание клиентки содержит период произнесенного вслух обращения к себе. После нескольких адресованных психологу предложений женщина формулирует во внешней речи то, что, как выяснилось из дальнейшего диалога, в течение длительного времени являлось причиняй ее душевного дискомфорта. Те обстоятельства, которые консультируемая на протяжении продолжительного времени пыталась не пускать для актуального осознания, оформляются в ситуации психологического консультирования в виде диалогической структуры, своеобразного обращения к себе.

         Достаточно часто психологу приходится иметь дело с неполной, «деформированной» диалогической структурой. По своему, содержанию она напоминает оговорку, случайное -замечание, непроизвольную ассоциацию.

         Пример.

К: (продолжая рассказ) Длительная командировка была только поводом... Ну, чтобы расстаться... На самом деле нам хватило восьми месяцев... Что всё...(пауза, следующая фраза произносится с акцентированием каждого слова) Мы чужие люди... (пауза) Знаете (откидывается да спинку стула, улыбается), если бы я водился в другой семье... Э-э-э. ну. не повезло Или мать-одиночка.

96

или... там... отец пьет... А то они с восемнадцати лет вместе... Школьная любовь... Трое детей... Образцовая, знаете ли.,. Быт патриархальный... Вот... Короче, понял я... (пауза) расставаться надо, а тут удобный предлог... Ну вы бы на моем месте тоже ведь... э-э-э... ну... ситуацией воспользовались?

П: А почему вы вдруг заговорили о родительской семье?

К: А почему вы меня спрашиваете?

П: И всё-таки... о родителях...

К: (очень эмоционально) Да сидит оно... это... Ну в подсознании что ли... Что семья... Как вам сказать... Я ведь когда сюда приехал... Я совсем один был... Пацан совсем... Родители далеко... Скучал... Встретил Настю... Думал - любовь... (пауза). А сейчас понимаю... э-э-э... Представление о семье было... Что как у родителей... Ну... как они жить будем... (пауза).

          Приведенный выше фрагмент диалога относится к этапу расспроса клиента. Молодой человек, передавая обстоятельства развода, упоминает о родительской семье. Психолог заостряет на этом отступлении от "сюжета" внимание клиента, используя прием взятия и удержания ведущей позиции. Диалог приобретает иное направление. Как показал дальнейший процесс беседы, оговорка о семье родителей имела существенное значение для определения одной из причин развода. С помощью психолога в ходе консультации клиент впервые осознает, что вместо построения своей собственной, уникальной семьи, он, не считаясь с реальностью, стремился воспроизвести родительский брак.

         Как показывают наблюдения, проявление диалогических структур в речи сопровождается сменой эмоционального состояния клиента. Наиболее часто встречаемые из которых: потрясение, раскаяние, чувство вины, растерянность. При этом консультанту приходится наблюдать изменения физиологического характера: смену ритма дыхания, нарушение кровоснабжения (бледность, покраснение лица и рук), нарушение функционирования секреторных желез (слёзы, сухость во рту, «холодный» пот) и т.д. Клиенты также обращают внимание на смену своего эмоционального и физиологического состояния, что находит отражение в их высказываниях.

         Пример.

П: А каким вы себе представляли вашего будущего ребенка?

К: Ну... до замужества...   Я вообще как-то...   Что все не так... Ну... Спокойней,   что   ли...   Что   слушается...   Мы   там   все   что-то обсуждаем... (пауза) Ну трудно мне сказать, не таким просто... (пауза) А Вы знаете... он же первый мне навстречу идет... Как взрослый... (пауза) Я вот злюсь на него... за то... за это... (пауза) Ой... уши горят'... (пауза, потирает уши) Лицо горячее… Что-то такое происходит... со мной... (прикладывает ладони к щекам) Злюсь на него... А он... ну как взрослый смотрит на меня... Суждения такие... (пауза) Уши... Прямо пылают.». Что-то со мной происходит... В жар кинуло... как только мы об этом заговорили... (пауза)           Мне себя сейчас стыдно... За...

невыдержанность свою... Я и раньше подозревала, что это он нормальный..,  Это я... Некогда все мне... Вот верно, на воре шапка горит... Мне как-то стыдно... все это вам...

П: Вы говорите, что вам стыдно... (пауза) Чего вы стыдитесь?..

К: (пауза) Стыдно, что пришла... ну... искать совета... жаловаться что ли... Когда и так все ясно... (пауза) Не могу... пылаю вся.... (пауза) Как бы жаловаться на ребенка... (пауза) Когда жаловаться нужно на себя... На свою собственную глупость... Это же мои проблемы... А я сваливаю на него... Можно я кофту сниму?

---------------

Жирным шрифтом выделены реплики, свидетельствующие о физиологических изменениях в состоянии клиентки.

--------------

         Данный пример показывает, что проявление диалогической структуры в высказывании клиентки сопровождается осознанием ее собственной вины и чувством стыда. В соответствии с этим происходят и замечаемые консультируемой изменения в физиологическом состоянии.

         Эмоциональное состояние клиента; наблюдаемое при обозначенном выше виде высказываний, не всегда является однозначным и четко дифференцируемым. Как показывает Психологическая практика, консультируемый может испытывать целый спектр амбивалентных чувств.

         Пример.

К: У меня сейчас странное что-то... Ну состояние, «Что ли.., (пауза) Вот мы сейчас говорим с вами... Я старше вас... Напоминает мне разговоры, когда я с мамой... (пауза) Мы ведь тоже с ней вот так вот вечером... (грустно улыбаясь) Как-то мы с ней поделимся, что на душе... (пауза) У ней спокойно станет, и я рада, что могла открыться. И вот сейчас за долгие годы впервые… то же чувство... Это как... (пауза, несколько раз всхлипывает) Изменить-то я ничего не смогу уже, да... Это я про дочку... (вздыхает) Да я понимаю, что вы ведь тоже не можете,.. С дочкою-то... Больно так... понимать... Вот ведь... Ничего ведь не решилось...(пытается улыбнуться) А на душе спокойно стало... Как-то тихо... Умиротворение такое... (пауза) Спасибо вам.

          Приведенный фрагмент высказывания клиентки относится к заключительному этапу сеанса консультирования. Пожилая женщина обратилась к психологу по поводу неудачно складывающихся взаимоотношений между дочерью и зятем. В ходе первой консультативной встречи необходимо было снять излишнее эмоциональное напряжение с клиентки и помочь ей принять сложившуюся семейную ситуацию, на разрешение которой женщина повлиять не могла в силу объективных обстоятельств. Заканчивая диалог с психологом, как показывает заключительная реплика, женщина испытывает сложную гамму чувств: облегчение за возможность кому-то открыть свои переживания, острую боль за неудачно сложившуюся судьбу дочери и чувство умиротворения, которое может свидетельствовать о начале принятия клиенткой сложившейся проблемной ситуации.

         Наблюдение за проявлением диалогических структур в речи клиента позволяет разделить их на три группы.

         К первой, наиболее многочисленной, относятся высказывания клиентов, содержащие замкнутую диалогическую структуру.

         Появление замкнутой диалогической структуры в высказывании в качестве весьма вольной ассоциации можно уподобить движению по ленте Мебиуса. Со временем скольжение по внутренней поверхности переходит в скольжение по внешней стороне, а затем возвращается к исходному положению. Схематически высказывание с замкнутой диалогической структурой можно представить в следующем виде: «тон - диалогический обертон - тон».

         Пример.

К: Так мы и клюем друг друга. Он (муж) мне слово, а я ему десять. Я ведь за словом в карман не полезу... Не полезу... А... а ведь он молодец! (смеется) Он ведь всегда вовремя останавливается! Ведь добавь он ещё, намекни прямо... вот тут бы я и развернулась! А он вдруг замолчит, только смотрит... И оба мы понимаем, что понимаем. . А раз он не сказал... Слова-то нет... Вот это-то мне. наверное, покоя и не дает... (пауза) Характеру-то не развернуться (усмешка).,. Дикарю, наверно, просто... (хмурится) Ну так вот... (пауза) А о Чем это я?.. М-м-м... А, да... Так я спуску ему не даю... Не даю... Не собираюсь я его слушаться...

                  Как следует из примера, рассказ клиентки о семейной жизни внезапно прерывается положительной оценкой поведения мужа в ссоре - а ведь он молодец! Женщина рационально обосновывает свою похвалу и произносит фразу, свидетельствующую о возможном признании доли собственной вины в семейных конфликтах. Диалогическая структура завершается негативным оцениванием своего поведения в обозначенных ситуациях - Дикарю, наверно, просто... Затем клиентка возвращается к своему «сюжету» - Ну так вот... Л о чем это я?.. А, да... - и продолжает повествование о жизни в обычной для себя манере изложения.

         Нередко заключенное в замкнутой диалогической структуре отступление, от темы обсуждения проходит для клиента незамеченным. В другом случае - консультируемый замечает за собой «уход в сторону»' от предмета разговора, но не придает этому особого значения. Оба этих случая наглядно иллюстрируют приведенные ниже примеры.

------------

1 И в тому и в другом случае специфической чертой диалогической структуры остается    ее    некоторая    тематическая    отчужденность    от    «тонового» высказывания.

---------

 Пример 1.

К: Но у меня есть конкретные указания... Я должен следовать им при приеме на работу... Хотя какая разница, какой диплом имеет человек... Это ж такая условность... Игра... (пауза) тут человек главное... Но раз указание сверху... поэтому.,, различными путями... предлогами... Вот от него... Человека то есть,,, (пауза) Ну,., А то... Порядок есть порядок.

Пример 2.

К: Начальник деловой... энергичный... Деньги у него... «Форд»... Ну... Не задается совсем... Крутого не строит... Со всеми наравне... (пауза) Я давно мечтал поработать у такого... Хватки набраться... Сделки его смотрю... Здорово!.. Только... когда один... хм-м... ;умаю... А зачем эти .сделки?... Доски кому-то сталкиваем... металл... хм-м хм-м...техника какая-то... Суета вокруг рояля... Я перескочил  хм-м... Не о том... Что-то увлекся—Не в тему...  Но классно он там...   Товар - деньги - товар...  (пауза) Железный мужик!

          Как показывает практика, можно утверждать, что при наличии в высказывании клиентов замкнутых ДС, изменения представленности проблемной ситуации в сознании консультируемых не происходит.

         Вторую группу высказываний клиентов с проявленной ДС можно определить как высказывания с развернутой диалогической структурой. Схематически ее можно представить в следующем виде: «тон -диалогический обертон». .

 Пример.

П: Давайте поставим вопрос следующим образом... (пауза) Что стоит для вас на первом месте: ваше желание быть всегда занятым, чувствовать свою значительность, важность, необходимость... или ваша работа?.. Что?

К: Что за вопрос? Конечно, работа... Хм... Стойте... (длительная пауза) А-а-а... Я. кажется, начинаю понимать, к чему вы клоните…. Подождите, сейчас соображу… Это  так неожиданно, особенно когда.. Никогда вопрос так ну-у-у… не ставил… не разделял (длительная пауза) Тут  что-то  есть…Тут  надо  всё  внимательно подумать… Извините...   Я так...    ну-у-у. тормоз вопрос не ставил... Лихо как-то вы завернули… (длительная пауза).

          В приведенном примере высказывание клиента представляет развернутую диалогическую структуру. С ходу отвечая на вопрос психолога, молодой человек внезапно открывает для себя, что под ранее однозначным для него понятием «работа» может скрываться явление иного порядка. Это осознание требует определенного времени, что наглядно демонстрирует дальнейшая реплика - Подождите, сейчас соображу... За открытием нового смысла - Никогда вопрос так... не ставил... Не разделял... - следует процесс переосмысления беспокоящей клиента проблемы: Тут что-то есть... Тут надо всё внимательно подумать... Продолжение процесса консультирования складывалось с учетом открытой для клиента «новой реальности», где ведущую роль в диалоге занимал уже сам консультируемый, по-иному интерпретируя изложенные им ранее факты.

         Отличительной чертой высказывания с развернутой диалогической структурой является отсутствие обратного перехода к прежней монологической представленности проблемы у консультируемого в рамках данного высказывания. Суть развернутой диалогической структуры сводится к обнаружению новых смысловых интерпретаций, а, значит, и новых возможностей восприятия актуальных для клиента вопросов.

         Употребление развернутой диалогической структуры в высказывании клиента, как правило, свидетельствует о начале изменения восприятия проблемной ситуации,

         К третьей, самой уникальной и малочисленной группе, относятся высказывания  клиентов,   представленные открытой  диалогической структурой.

 Пример.

П: (заканчивая анализ ситуации) Мы очень часто путаем привязанность и любовь... (продолжительная пауза)

К: Я... (несколько раз кивая головой) Я. кажется, начинаю понимать, в чем дело... (пауза, далее в медленном темпе) Получается, я никогда не любила своего мужа... Это так... М-м-м... Я это теперь понимаю,... (плачет).
Приведенное в примере высказывание клиентки содержит открытую диалогическую структуру. Оно произносится в конце продолжительной консультативной беседы, посвященной разграничению понятий Привязанности и любви к человеку, и свидетельствует о глубоких изменениях, связанных с переосмыслением испытываемых к супругу чувств.

         Открытая диалогическая структура, по преимуществу, констатирует признание клиентом прежнего восприятия проблемной ситуации как ошибочного или неполного. Наличие открытой ДС - достаточно редкое явление в процессе консультирования. Обычно ее появлению предшествуют высказывания с замкнутыми или развернутыми диалогическими структурами.

         Таким образом, благодаря наблюдению над функционированием в речи клиента диалогических структур, мы можем наблюдать изменения самого процесса мышления. Выделение ДС в речи консультируемых позволяет также изучить основные стратегии речевого поведения психолога в работе с клиентами, реализующие цели и задачи психологического консультирования - помочь осознать обратившимся за помощью истинные причины проблем и найти реальные пути их решения.