Особенности взросления. Формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте
Подростковый возраст - важный, ответственный
и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются
представления о себе и окружающей действительности. Настроение
становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во
взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к
другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и
неадекватным.
Подросток хочет видеть себя взрослым. Однако
ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую
заставляют подростка снова ощущать себя "маленьким" и
"несамостоятельным". При этом, в отличие от ребенка, он не считает такое
положение нормальным и стремится его изменить. В то же время, пытаясь
вести себя как взрослый, он не готов к "взрослой" ответственности и
избегает ее. Психике подростка присущи внутренняя противоречивость,
неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и
одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки
зрения.
Главная особенность подросткового периода -
открытие внутреннего "Я", осознание собственной индивидуальности и ее
свойств.
Половое созревание, скачок в росте,
нарастание физической силы, изменения внешности действительно
стимулируют у подростка повышенный интерес к себе самому. Но ведь
ребенок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, тем не
менее это не вызывало у него такой сильной тяги к самопознанию. У
подростков это происходит именно в силу того, что физическое созревание
является одним из признаком взросления. На это обращают внимание не
только он сам, но и окружающие его взрослые и сверстники.
Подростковое "Я" еще неопределенно,
расплывчато. Это состояние нередко переживается как смутное беспокойство
или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить.
Отсюда, с одной стороны, растет потребность самоутверждения -
потребность быть включенным в какую-либо группу сверстников. Именно
сознание групповой принадлежности облегчает подростку автономизацию от
взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
С другой стороны, повышается потребность в
уединении и обособлении, которое чаще всего проявляется в отдалении от
взрослых. Но в этот период оно начинает действовать и в отношении
сверстников. Уединение помогает подростку разобраться в себе, лучше
понять самого себя. В возрасте 13-15 лет многие подростки озабочены тем,
что о них думают другие, они становятся значительно более ранимы и
чувствительны к критике, насмешкам и т. д. В подростковый период они
чаще, чем когда бы то ни было, проявляют тревожную мнительность по
поводу своей внешности или строения тела (так называемый синдром
дисмор-фофобия).
Внешность для подростка - важнейшая сторона
жизни. С возрастом озабоченность внешностью обычно уменьшается в силу
того. что человек привыкает к своему облику. На первый план выступают
теперь другие свойства личности - умственные способности, волевые и
моральные качества. Именно от них будет в дальнейшем зависеть успешность
взаимоотношений с окружающими.
Не менее сложным, чем осознание своей
индивидуальности, является осознание себя, своей личности во времени.
Для ребенка из всех измерений времени самым важным является настоящее -
"сейчас". Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская ретроспектива в
прошлое невелика, все значимые переживания ребенка связаны с его
ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему в самом
общем виде.
Иное дело подросток. Прежде всего, с
возрастом скорость течения времени субъективно ускоряется. Развитие
временных представлений тесно связано с изменением жизненной
перспективы. Для подростка становится важным появление жизненного плана;
формируется установка на сознательное построение собственной жизни,
возрастает потребность в достижении конкретных результатов.
Усложнение мыслительных функций в
подростковом возрасте оказывает влияние на все стороны жизни подростка.
Склонность к теоретизированию становится в известном смысле возрастной
особенностью. Подростком создаются собственные теории политики,
философии, формулы счастья и любви. Освоение логического мышления
неизбежно рождает своеобразное экспериментирование, игру в понятия,
формулы. Помещая весь окружающий мир в свои универсальные теории,
подросток ведет себя так, как если бы мир подчинялся его системам, а не
системы - реальности.
Таким образом, подростковый период является
очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь
человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка
планов на будущее - эти задачи приходится решать подростку прежде, чем
он войдет во взрослую жизнь.
Читать полностью (.doc)
Читать полностью (.doc)