Почему врут дети
Мать одного из приятелей сына благодарила его от всей души:
- Вы устроили для наших детей такую прелестную вечеринку! Мой
сын был в полном восторге…
Он просто не мог этого сделать:
на два дня они с женой уезжали в другой
город. Тому было категорически запрещено принимать гостей, когда родителей
нет дома. Когда они вернулись, все было в полном
порядке, и Том не заикнулся ни о какой вечеринке.
Профессор психологии Калифорнийского университета Пол Экман
неопределенно улыбнулся собеседнице и быстренько свернул разговор.
Ему надо было подумать, что теперь делать.
Интересно было даже не то, что профессор впервые поймал
своего тринадцатилетнего сына на вранье, самое пикантное, пожалуй,
состояло в том, что Пол Экман был крупным специалистом
именно по вранью, только взрослому: он исследовал ложь
как психолог. Более двадцати лет он изучал ложь
в отношениях между врачом и пациентом, мужем и женой,
нанимателем и работником, полицейским и преступником, судьей
и свидетелем, разведчиком и контрразведчиком, политиком
и избирателем. Только одной сферы
он до сих пор не касался: отношений между детьми
и родителями. Теперь пришлось коснуться и ее.
И тогда они всей семьей написали книгу: «Почему дети лгут?»
(русское издание в переводе С.Степановой, под редакцией В.Магуна
и М.Жамкочьян). Действительно всей семьей, исключая малолетнюю Еву,
которая, тем не менее, фигурирует в этой книге
неоднократно. Свои главы написала мать Мэри Энн Мэйсон Экман, адвокат,
опираясь в основном не столько на теорию, сколько
на собственную практику общения со своими чадами
и с детьми в ситуации судебного процесса. Свою главу
написал их сын, Том. Когда он закончил свой труд, история
с вечеринкой уже не воспринималась так остро,
как и наказание за нее: месяц никуда не отлучаться
вечерами и не принимать у себя друзей. На самом деле,
наказание продлилось до конца лета и стало довольно
обременительным для родителей тоже: как лишившегося доверия,
Тома больше не оставляли в доме одного и при частых
поездках по работе его или брали с собой,
или непременно возвращались в тот же день.
«Смиритесь! — написал в своей главе подросток, обращаясь
к родителям. — Дети будут лгать вам, пока смерть
не разлучит вас. Избежать этого невозможно». Весь его текст
изобличал хорошего, умненького, очень порядочного профессорского сына,
совсем не склонного к лишнему вранью…
Но основную часть книги написал, конечно, сам психолог, подошедший
к делу со всей академической основательностью. Он
классифицировал все виды лжи по вызывающим
их причинам: ложь «белая», или оправданная («Дорогая,
ты сегодня выглядишь намного лучше, и тебе так идет этот
костюмчик!»), корыстное жульничество ради хорошей оценки, ложь
из страха наказания или унижения, ради защиты товарища, ложь,
оправдываемая 5-й поправкой к американской конституции, которая
гласит, что человек не обязан свидетельствовать против себя
самого (но родители именно этого и требуют постоянно от своего
ребенка), ложь-хвастовство, ложь ради охраны неприкосновенности личной
жизни (многие родители уверены, что у ребенка
ее нет и быть не должно), ложь для проверки силы
собственного влияния на окружающих.
Он попытался установить, почему одни дети лгут больше, чем другие,
как подлинный ученый, он старался быть очень корректным
в выводах, отчего они приняли форму осторожных высказываний
с оговоренными ограничениями. Да, дети из неблагополучных семей
в среднем лгут чаще, чем из семей благополучных,
но и среди вполне благополучных детей попадаются записные врали.
Да, обычно одаренные дети врут реже детей с интеллектом ниже
среднего, но трудно сказать, почему именно: потому ли, что умные
лучше прогнозируют возможные неприятные последствия (и тогда
со временем могут научиться делать это весьма изощренно,
а может, они и теперь просто реже попадаются),
или потому, что они меньше в том нуждаются,
или потому, что эти же дети оказываются
еще и более нравственными. Да, ложь чаще всего соседствует
с социальной неприспособленностью, но что здесь причина,
а что — следствие? Дети родителей, привыкших умело
манипулировать окружающими, легко перенимают это умение,
но к манипуляторству склоняет ребенка и наивная
доверчивость родителей, как бы провоцирующих у него
макиавеллевские наклонности. Несомненно, детская ложь — прямой
результат плохого семейного воспитания, только почему-то в одной
и той же семье дети могут очень сильно отличаться друг
от друга склонностью к вранью. Разумеется, плохие друзья легко
испортят вашего ребенка, особенно в том возрасте, когда друзья
становятся важнее родителей, но друзья могут оказать влияние
и прямо противоположное. К этому пункту и профессор Экман,
и его жена относятся очень серьезно, они рекомендуют
родителям всегда знать друзей своих детей, а в случае дурного
влияния Мэри Энн готова отправить ребенка из дома
к родственникам в другой город или даже сдать
его на некоторое время в закрытое учебное заведение.
Позиция Мэри Энн, наверное, родителям ближе и понятнее своей
определенностью и поисками конкретного выхода для каждой
конкретной ситуации, но профессорская дотошность заставляет понять,
что педагогическая определенность не всегда в состоянии
обеспечить вам победу и что вообще неопределенностей даже
в самых на первый взгляд простых сюжетах намного больше,
чем нам хотелось бы.
Кстати, о возрастных особенностях детской
лжи тут сказано тоже. Судя по всему, дети способны лгать
с того самого момента, как начинают говорить, во всяком
случае, каждый третий из опрошенных родителей утверждал,
что его ребенок врал уже в три года. Но называть
ложью то же самое, что и мы, взрослые, дети начинают
только к восьми годам: до этого времени
они не принимают в расчет намерений говорящего
и считают ложью любое высказывание, не соответствующее
действительности.
А все же мне интереснее всего было читать главу,
написанную подростком, — не так часто и не столь
уж многим родителям удавалось всерьез поговорить с ними
на такую щекотливую тему. Из комментариев к главе Пола Экмана
я убедилась, что его удивили те же утверждения
Тома, что и меня. Например, Том считает, что бесконечные
нравоучения и повторения одних и тех же истин полезны.
Мальчик также обратил наше внимание на тот бесспорный,
но часто забываемый нами факт разности статусов ребенка
и взрослого, по его мнению, это во многом
предопределяет невозможность полной искренности.
Американские родители очень трепетно относятся к честности своих
детей, они ценят ее даже выше, чем успеваемость. Между
прочим, там во многих семьях бьют детей,
и до недавнего времени сакраментальный вопрос: бить
или не бить — оставался дискуссионным даже
для специалистов.
Мэри Энн рассказывает о женщине, которая выставила своего
семилетнего сына у порога собственного дома с табличкой
на груди: «Я — грязная свинья. Я стал таким, потому
что врал и воровал. У меня связаны руки, потому
что мне нельзя доверять. Смотрите на меня. Смейтесь.
Я — вор. Я — плохой». Мать, между прочим, арестовали
за плохое обращение с сыном, в газетах долго обсуждали этот
случай, и кое-кто допускал, что она действовала
в рамках своих родительских прав: никакого физического ущерба ребенку
нанесено не было…
Мэри Энн рекомендует прежде всего самим разобраться, что родители
хотят и считают для себя обязательным знать о жизни
подростка, а с чем они могут смириться
как с проявлением его независимости. Если взрослый научится
нормально воспринимать слова ребенка: «Это мое личное дело», исчезнет
много поводов для лжи.
Это вообще очень американская книжка, и советы там даются,
основанные на американских культурных установках. Страх подавить волю
и инициативу, сломать подростка, приучить его подчиняться
внешнему давлению почти столь же силен, как и страх
вырастить эгоиста, лжеца, способного на неблаговидный поступок.
Это особенно полезное чтение для российских родителей, может быть,
кому-то придет в голову, что права и свободы человека
начинаются с права ребенка на эту самую личную жизнь.