Психодрама
Базовые техники: специальная группа. Техника
ролевых игр. Существует множество классификаций игр. Фундаментальное:
на базовые и ситуационные. Критерии деления: степень связанности техники
со специфическим содержанием темы, изображаемой в действии. Базовая –
широкий круг применения, универсальное психологическое значение, не
связана с содержанием проблемы. Эти техники в основном имеют
психодраматическую направленность. Ситуационная – представлена в случаях
моделирования поведения, ограниченная психологическая основа, сильно
привязана к одержанию проблемы.
Общие характеристики: техники ролевых игр –
терапевтический инструмент. Структурные требования к технике ролевых
игр (ТРИ):
- Любая ТРИ должна быть психологически обоснована, то есть способна порождать и активизировать определенные психологические процессы;
- ТРИ должна быть несложной;
- ТРИ должна быть краткосрочной;
- ТРИ должна быть хорошо спланирована и выстроена, следовать определенным процедурам и правилам;
- ТРИ должна предоставлять протагонисту поддержку, быть путеводной нитью.
Девять специфических техник. Представление
самого себя, исполнение роли, диалог, монолог, дублирование и
множественное дублирование, обмен ролями, реплики в сторону, пустой
стул, зеркало.
Представление самого себя. Состоит из
коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя
или кого-то очень важного для себя. В основе техники 2 предпосылки:
субъективность и люгитальность. Субъективность – описание базируется на
особенностях характера протагониста, его личных ощущениях, суждениях.
Люгитальность – протагонист является единственным источником этих
ощущений. Существуют два вида метода:
- Описание себя, людей в форме последовательных эпизодов, парад личностей;
- Психодрама – серия завершенных ситуаций.
Есть также и метод интервью, когда есть человек, от имени которого отвечают на вопросы.
Обоснование: применение техники обусловлено причинами:
- Согласованность – изображение значимых людей в последовательных эпизодах;
- Психологическое состояние человека в начале терапии (тревога) удовлетворяется потребностью в защите в процессе самораскрытия при обеспечении контроля за степенью раскрытия;
- Усиливается готовность человека включиться в лечение ролевыми играми.
Показания:
- В начале лечения
- Когда человек зажат, скован
- С чересчур разогретым человеком – требует сфокусированности внимания на задании и обеспечивает контроль
- Если человек не доверяет вспомогательному лицу, подозревает всех (параноики)
- Если человеку трудно работать с другими людьми.
Противопоказания:
- Когда человек недостаточно разогрет, ему трудно выполнять все роли, вспомогательное лицо должно их стимулировать
- Когда человеку трудно дается исполнение чьей-то роли.
Исполнение роли – это акт принятия роли
кого-то другого. Это может быть часть тела, животное, неодушевленный
предмет, человек. К протагонисту она не применяется. Но существуют три
исключения:
- Когда используется одна техника как монодрама
- Когда используется техника обмена ролями
- Во время тренинга, когда человека просят принят новую чужую роль.
Показания: когда для развития замысла
необходимо вспомогательное лицо, когда нудна тренировка в новой роли, во
время тренинга, когда человека просят принять новую чужую роль.
Противопоказания: когда человек отказывается работать со вторым лицом,
когда человек не готов серьезно войти в действие ролевых игр и
откладывает работу со вспомогательным лицом на более позднее время.
Диалог – это изображение в ролевых играх
взаимоотношений между реальными людьми. Вспомогательный персонал – люди,
с которыми человек взаимодействует в реальной жизни. Здесь каждый
играет самого себя (и протагонист и вспомогательный персонал). Часто
используется при исследовании конфликтных ситуаций. Обоснование:
достоверность получаемой во время игры информации, техника становиться
самым достоверным изображением. Показания: когда необходимо определить
источники сложностей протагониста, для тренировки, обучения новым
навыкам, новому поведению в условиях, идентичным реальной жизни.
Противопоказания: те же, что и в технике исполнения роли, но также –
когда вспомогательное лицо увлекается и начинает вытеснять протагониста –
тогда его нужно отстранить и заменить новым, а сама техника заменяется
техникой исполнения роли, когда второстепенное лицо новое, а старое –
просто наблюдатель. Когда протагонист и второстепенное лицо
взаимодействуют в форме, которая сохраняет и даже усиливает
патологические взаимоотношения – заменить другой техникой.
Монолог – изложение человеком своих чувств,
мыслей, как будто он вслух (но при этом письменно) советуется с самим
собой – комментирование своих действий в ролевых играх в начале,
середине и в конце сцены. Есть две формы монолога: акт полного раскрытия
самого себя и сопротивление полному развитию роли. Использование: для
дополнения действия, изображаемого во время основной, ключевой сцены;
для связующей сцены. Помогает вовлеченности в процесс ходьба по кругу и
открытое выражение своих мыслей вслух. Эта техника разговора с сами
собой сочетается техникой дублирования, так как человеку могут
понадобиться внешние стимулы для разговора (второстепенное лицо
исполняет роль дублера). Показания: когда человек скрывает информацию
или не проявляет важные чувства и мысли; если человек созрел для участия
в важной сцене и готов поделиться своими ожиданиями, тревогами. Также, в
конце сцены, когда у протагониста остались еще не выраженные чувства;
если терапевт ищет ключи для начала следующей сцены. Противопоказания:
когда общение идет свободно, человек выражает себя без проблем; когда
действия развиваются гладко, и паузы, возникающие в связи с монологом,
нарушили бы вовлеченность протагониста.
Дублирование – (al te ego) – второстепенное
лицо играет роль протагониста – "психологический двойник” – его
внутренний голос. Дублер стоит рядом с протагонистом, сбоку от него (с
противоположной от зрителей стороны). Нужно добиться ощущения
психологического единства с протагонистом. Дублер имитирует его
физически с целью: помочь дублеру как можно глубже погрузиться в роль
протагониста; направить внимание дублера на физические ключи с тем,
чтобы определить психологические ключи. Роль дублера:
- Имитация физических особенностей, жестов, манер протагониста;
- Повторение ключевых слов, достижение ментального, эмоционального сходства с протагонистом;
- Чтение между строк и обсуждение скрытых мыслей и чувств;
- Фокусирование на страхах, запретах, дилеммах, живущих в протагонисте;
- Высказывание гипотез касательно проблем протагониста;
- Побуждение протагониста к открытому выражению своих проблем и к прямому соприкосновению с ними.
Дублирование – один из лучших способов
обучения протекает гладко. Эту технику надо осторожно использовать при
лечении шизофреников и лиц с параноидными тенденциями.
Реплики в сторону – цель – извлечение и
раскрытие внутренних мыслей, чувств человека. Вводится в действие, если
протагонист излагает события недостоверно, умышленно скрывает правду.
Всегда применяется в сочетании с "исполнением роли” и "диалогом”. Обычно
говорит в сторону протагонист, но может и второстепенное лицо, если
участвует жена и другие люди, значимые для протагониста. Тогда все
участники могут применять реплики в сторону. Показания: когда
протагонист утаивает какую-нибудь информацию. Или за его словами кроется
что-то еще; когда имеются межличностные проблемы, основанные на
одностороннем или взаимном непонимании; когда терапевт ищет ключ к
следующей сцене. Противопоказания: когда протагонист ничего не утаивает;
когда действие проходит гладко и вмешательство других лиц ни к чему.
Обмен ролями – два человека меняются ролями
– участники меняются ролями физически, каждый перенимает позу, манеры,
психологическое состояние другого. Показания: когда второстепенное лицо
исполняет роль какого-то человека, хорошо известного протагонисту, но
ему нужна для этого дополнительная информация (протагонист предоставляет
ее путем демонстрации и моделирования); когда терапевту нужно получить
больше информации о протагонисте, так как многие люди, пребывая во
второстепенной роли, открываются, забывают о психологической защите;
когда взаимодействие между протагонистом и второстепенным лицом должно
быть ускорено, или когда оно приближается к тупику, а тема не раскрыта;
при разборе конфликта между близкими людьми, который должен быть
разрешен путем улаживания и признания. Противопоказания: когда действие
развивается гладко, осмысленно; когда протагонист напуган поведением
второстепенного лица, изображающим лгуна, садиста, насильника и т.д.;
когда терапевт имеет дело с психотипом; слишком частый обмен ролями
может вызвать физическую и психологическую усталость.
Техника пустого стула – протагонист
взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним
или несколькими пустыми стульями. Протагонист разговаривает с кем-то в
форме монолога или обмена ролями. Потом стул занимает второстепенное
лицо, с кем протагонист мог бы общаться, как будто воображаемый кто-то
был здесь. Обоснование: применяется, когда протагонист не готов
встретиться с могущими причинить боль обстоятельствами. Показания: в
начале сеанса для разогрева; в групповой терапии для "разборок” с
важными для протагониста лицами; как ключ для начала сцены; когда
протагонисту нужно выразить отрицательные чувства, гнев в форме
физического насилия, он направляет агрессию на стулья; когда протагонист
хочет выразить очень интенсивные положительные эмоции, но
воздерживается из опасения смутить человека; когда в протагонисте живет
чувство вины, и он должен справиться ним.
Зеркало – разновидность имитации поведения,
разработанная для того, чтобы обеспечить протагониста живым зеркалом.
Она осуществляется второстепенным лицом, исполняющим роль протагониста в
течении короткого времени, а протагонист наблюдает, удалившись из
пространства действия. Иногда второстепенное лицо преувеличивает
некоторые черты поведения протагониста. Техника используется в закрытых
сеансах. Показания: когда протагонист неохотно взаимодействует со
второстепенным лицом, погружен в себя, не разогрет или занимает позицию
неучастия в сцене; когда протагонист участвует в сцене, но мало
проникается значением своих действий, их последствий, значением своего
отношения и поведения; когда приходится иметь дело с протагонистом,
неспособным открыто общаться с другими людьми, или находящимся в
депрессии, или с детьми с неадекватным поведением, или с протагонистом,
одержимым фантазиями. Противопоказания: когда протагонист глубоко ушел в
самооборону, очень чувствителен, с низкой самооценкой; когда
протагонист с суицидальными наклонностями или параноидальными
тенденциями. Эта техника направлена на преодоление сопротивления со
стороны протагониста, у которого есть два аспекта: мотивационные –
причины, побуждающие протагониста оказывать сопротивление действиям
терапевта; поведенческие – когда способ выражения – сопротивление.
Протагонист сопротивляется изменениям в 2-х формах – скрыто и открыто;
сопротивления порождают: содержание обсуждаемой темы, терапевт,
окружение, терапевтический процесс. "Зеркало” устраняет сопротивление
теме "пустой стул” – сопротивление помощи второстепенного лица,
"дублирование” – сопротивление теме, "обмен ролями” – элементы
сопротивления теме.
Подгруппа общих техник касается времени и
действительности, их использование в конкретной форме в терапевтическом
процессе: "шаг в будущее”, "возврат времени”, "тест на спонтанность” –
представляют собой разные измерения универсалии времени. "техника
сновидения”, "психодраматический шик”, "ролевая игра под гипнозом” –
различные аспекты универсалии действительности. Проблема заключается в
том, как преобразовать три временных измерения в действующие величины.
Техника "шаг в будущее” позволяет заглянуть в будущее, "возврат во
времени” – в прошлое время, "тест на спонтанность” – сфокусироваться на
настоящем.
Шаг в будущее – предназначена для описания
ожидаемых явлений. Протагонист разыгрывает ситуацию, в которой, как он
считает, он попадает в будущее. Существует и "тест на нахождение выхода”
– протагонист проигрывает ряд фрустрирущих ситуаций, с которыми он
может столкнуться во внешнем мире. Цель – устранение или ослабление
предвосхищаемых тревог, особенно тех, которые воздействуют на поведение в
(целом) настоящем. Ее эффективность зависит от степени выполнения
условий:
- Изображаемая ситуация должна быть важной для протагониста;
- Второстепенные лица должны заставить протагониста почувствовать реальность будущей ситуации;
- Протагонист в действительности собирается участвовать в этой ситуации;
- "шаг в будущее” вводиться только после эффективного разогрева.
Показания: протестировать отношения,
реакции, навыки и их последствия для протагониста в контексте будущих
отношений; проверить, есть ли под амбициями и устремлениями протагониста
реальная основа, помочь протагонисту определить ценность его будущих
целей; как "тест на выход из затруднений”; смягчить давление,
рассмотреть причины недостатка мотивации для достижения цели, вызванные
низкой степенью уверенности в себе; снизить тревогу, тормозящий действие
страха перед неизвестными событиями и их последствиями; подготовить
протагониста к более эффективному поведению в будущем. Противопоказание:
не следует вводить ее в первой сцене сеанса.
Возврат во времени – воссоздание
значительных событий из прошлой жизни протагониста. Протагонисты и
второстепенные лица должны пользоваться настоящим временем. Протагонист
тщательно копирует то, что уже происходило. Показания: когда
протагониста волнуют травмирующие или неприятные воспоминания; когда
терапевт считает, что достижение катарсиса может облегчить или снять
эмоциональное бремя прошлого; если настоящие трудности протагониста
связаны с переживаниями в прошлом; когда нужно определить реакцию
протагониста на определенную ситуацию, имеющую место в прошлом. Важно
предварительно разогреть протагониста.