Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет
Социально-психологические опросы сообщества
российских пользователей сети Интернет проводятся с помощью опросников,
ежегодно модифицируемых в зависимости от целей и задач исследования и
распространяемых в электронном виде. В проведенных в 1995 и 1996 годах
опросах в качестве одной из задач ставилось рассмотрение социальной и
демографической специфики сообщества пользователей Интернета, живущих в
различных регионах бывшего СССР. В опросе 1996 года приняли участие 649
пользователей из различных регионов. Результаты предшествующих опросов
опубликованы ранее. Количество респондентов из различных регионов
распределилось следующим образом (в процентах к общему числу
респондентов). Таблица 1. Распределение респондентов в опросах 1995 и
1996 годов по регионам (в процентах).
Регион 1995 год 1996 год Москва и область 26
27 С.-Петербург и область 7 9 Европейская часть России (кроме Москвы и
С.-Петербурга) 18 14 Урал 8 14 Сибирь и Дальний восток 11 12 Украина 23
18 Другие страны бывшего СССР 3 1 Страны дальнего зарубежья 6 7
При сопоставлении результатов опроса пользователей из различных регионов получены следующие результаты.
Москва и Московская область Жители
этого региона составляют 27% всех респондентов. Среди респондентов
больше, чем в среднем по выборке, пользователей молодого возраста (17-20
лет). В выборке больше новичков и "ветеранов” сети со стажем свыше 3
лет. Среди них более значительна прослойка научных работников. Более
активно, чем респонденты из других регионов, они пользуются
высокотехнологичными сетевыми услугами — WWW, FTP, Telnet. Меньше
интереса проявляют к коммерческим и программистским телеконференциям;
больше интересуются научными и внетематическими телеконференциями. Чаще
используют информацию из WWW по образованию, культуре, искусству,
вычислительной технике и программированию. Отличается и мотивация их
работы в Интернете. Более сильно выражены мотивы самореализации
собственных возможностей и сотрудничества, в меньшей степени выражено
стремление к принадлежности к определенному сообществу (в данном случае —
к сообществу пользователей Интернета), т.е. мотив аффилиации.
Московские респонденты более активно выражают позитивное влияние
Интернета на жизненных успех, расширение круга знакомств. Динамика
развития сообщества пользователей Интернета из Москвы и Московской
области по сравнению с 1995 годом состоит в следующем. Увеличилась доля
наиболее молодых (17-20 лет) пользователей Интернета, возросла подписка
практически на все виды телеконференций, резко увеличилось
использование WWW и FTP.
С.-Петербург и область Респонденты из
С.-Петербурга отличаются более старшим возрастом, среди них больше
женщин и меньше пользователей с большим стажем работы в Интернете. По
профессии среди респондентов данного региона меньше сетевиков,
электронщиков и менеджеров по сравнению с выборкой в целом. Как и
москвичи, респонденты из С.-Петербурга относительно чаще других
пользуются WWW, FTP и BBS. Они чаще читают коммерческие телеконференции и
телеконференции по хобби и юмору; относительно реже обращаются к
телеконференциям по образованию, программированию, политике, спорту. У
респондентов данного региона при работе в Интернете более сильно по
сравнению с другими выражен мотив рекреации (отдыха) и коммуникативный
мотив. Как и у московских респондентов, менее выражен мотив аффилиации,
т.е. стремление принадлежать к Интернетовскому сообществу. Несколько
ниже оценивается влияние Интернета на жизненных успех и развитие
коммуникативных контактов. Отмечается наличие назойливых излишних
контактов при работе в Интернете. При сравнении результатов опроса 1996
года с данными 1995 года динамика сообщества пользователей Интернета из
данного региона состоит в следующем. Пользователи стали более активно
пользоваться WWW, меньше читать телеконференции и пользоваться BBS.
Усилилось влияние мотивов аффилиации и реализации собственных
интеллектуальных возможностей при работе в Интернете. Отмечается более
медленный рост числа партнеров и друзей, приобретаемых при работе в
Интернете.
Европейский регион (за исключением
Москвы и С.-Петербурга) Среди респондентов данного региона существенно
меньше молодежи до 25 лет и совсем мало женщин. По профессиональной
принадлежности большая доля руководителей и работников производства,
меньше преподавателей, научных сотрудников и учащихся. Структура
использования также имеет свои особенности: больше читаются
телеконференции и реже используется WWW. По тематике телеконференций
также имеется некоторая специфика — больше интереса к организационной,
служебной информации, политике. Меньше интересуются телеконференциями по
науке, хобби и юмору. Среди мотивов деятельности в Интернете более
выражен мотив релаксации, познавательный мотив, мотив сотрудничества и
аффилиативный мотив. Можно сказать, что Интернет для респондентов
данного региона является источником новых данных как делового, так и
игрового характера; а также средством подключения респондентов к более
широкому социальному и технологическому сообществу. Отметим, что данные
тенденции выражены в виде интенций респондентов. Реальные же возможности
Интернета как средства релаксации и отдыха оцениваются ими ниже, чем в
других регионах. По сравнению с 1995 годом произошли следующие
изменения. Увеличилось количество респондентов более старшего возраста, а
также количество респондентов со стажем более 3 лет. Резко возросло
использование высокотехнологичных возможностей Интернета (WWW и другие).
Больше стали читать телеконференций по политике, религии, искусству,
культуре. Менее популярными стали телеконференции по программированию.
Повысилась оценка Интернета как источника информации и понимание того,
что работа в Интернете способствует жизненному успеху. Усилилось влияние
Интернета на расширение круга коммуникации респондентов данного
региона.
Уральский регион Уральские
пользователи Интернета существенно старше по возрасту, значительную их
часть составляют сетевики, программисты и руководители различных
организаций. Особенность использования возможностей Интернета в данном
регионе состоит в меньшем использовании высокотехнологичных возможностей
Интернета . У pеспондентов этого региона сложилось отношение к
Интернету как к удобному способу информационного обмена. Меньшее
значение Интернет имеет как новая специфическая среда общения . Реже
читаются телеконференции различных видов, в том числе внетематические и
телеконференции по хобби и юмору. Респонденты меньше обращаются к
релаксационным и игровым возможностям Интернета. В целом респонденты
этого региона реализуют главным образом деловой подход к Интернету как
удобному средству информационного обмена, меньшее значение при этом
придается собственно коммуникативным его возможностям. По сравнению с
1995 годом среди опрошенных увеличился процент сетевиков, электронщиков и
научных работников. Уменьшился процент работников производства,
руководителей и управленцев. Возрос интерес к телеконференциям по науке,
литературе и искусству, уменьшился — к телеконференциям для свободных
обсуждений, по хобби и юмору. Существенно повысилась оценка Интернета
как информационного источника и средства общения. В целом при увеличении
позитивного отношения к Интернету возросла деловая составляющая работы в
нем.
Сибирь и Дальний восток Респонденты из
этого региона отличаются большим, чем в среднем, процентом молодежи в
возрасте 17-20 лет, стаж работы в сети соответствует среднему по опросу,
по профессии они отличаются большей долей сетевиков и электронщиков,
меньшей — бизнесменов. Меньше пользуются WWW, больше — Telnet. В
противоположность респондентам из Москвы больше проявляют интереса к
программистским и коммерческим телеконференциям. В WWW больше
интересуются спортом, меньше — вычислительной техникой и
программированием. У респондентов выражен мотив аффилиации,
сотрудничества, меньше — познавательный мотив. Отмечается позитивное
влияние Интернета на расширение круга личного общения. По сравнению с
1995 годом среди респондентов более равномерно представлены пользователи
разных возрастов и стажа работы в сети (в 1995 году в опросе был
большой процент лиц в возрасте 21-25 лет и 36-40 лет). Стало больше
сетевиков и электронщиков, учащихся, уменьшилась доля научных работников
и преподавателей, а также служащих коммерческих организаций. Резко
возросло использование высокотехнологичных возможностей Интернета (WWW и
другие), меньше стали пользоваться BBS. Чаще стали читать
телеконференции по искусству и литературе, науке, политике, религии.
Повысилась оценка Интернета как средства общения и источника информации и
понимание того, что работа в Интернете способствует жизненному успеху.
Усилился мотив аффилиации.
Выводы. Выраженность социальных,
психологических и демографических свойств в популяции пользователей
Интернета из различных регионов России имеет свою специфику. Она связана
прежде всего с тем, относится ли конкретный регион к числу столичных
центров /Москва и С.-Петербург/, либо находится на периферии.
Региональную специфику имеет как актуальное состояние сообщества
пользователей, так и тенденции его развития, динамика происходящих в нем
процессов. По-видимому, неравномерный характер развития Интернета в
нашей стране приводит к возникновению региональных различий между
популяциями пользователей. Другим источником таких различий являются
диспропорции идущих в центральных и периферических областях России
экономических и социальных процессов. Если респонденты из центральных
городов России относятся к Интернету как к новой среде разностороннего
общения, максимально используют его возможности по мере их развития, то
остальные респонденты считают Интернет прежде всего источником новой
информации, <средством связи> с остальным миром. При этом деловая
составляющая их деятельности явно доминирует над коммуникативной. Это
выражается как в структуре использования Интернета, в характере
предпочитаемой информации, так и в мотивационных особенностях их
деятельности. Если у респондентов из центральных городов России более
выражены коммуникативные мотивы и мотивы развития собственных
возможностей, то у респондентов с периферии более выражены мотивы
сотрудничества, познавательные мотивы и мотивы принадлежности к
информационному сообществу.