Секс в истории: девятнадцатый век
В викторианскую эпоху была сделана попытка воскресить
куртуазную любовь, что превратило дам средних классов общества в слащавых
недотрог и стражниц морали, чье отвращение к сексу привело ко взрывообразному
росту проституции, к эпидемии венерических заболеваний и моде на мазохизм. Дамы,
встревоженные очевидным разгулом порока и невоздержанности, о котором они не
могли не слышать даже в своих башнях из слоновой кости, решили, что только они,
чистые и высоконравственные, могут направить общество на путь истинный. Они
потребовали и в конце концов получили право голоса. Тем временем развивалась
борьба на другом фронте, направленная на распространение сведений о
контрацепции, которому серьезно препятствовало убеждение моралистов в том, что
единственной дозволенной формой контрацепции является воздержание. Искусственный
идеал викторианской семьи поддерживался вплоть до XX в. (более эффективно -
благодаря усилиям Голливуда, а не стараниям церкви), но публикация исследований
Кинси и других ученых, ознакомление с теорией психоанализа и просто
экономическая реальность помогли в конце концов пошатнуть его позиции. Тем не
менее он все еще жив, несмотря на протесты против традиционных отношений,
выражающиеся в движениях за женское освобождение, за свободу гомосексуализма и
за свободный секс, и несмотря на тот факт, что во многих странах равенство полов
признается на законном уровне. Что касается социального уровня, простор для
деятельности еще остается.
* * *
Хотя временами может казаться,
что XIX в. был бы невозможен без королевы Виктории, этой маленькой тучной дамы в
черном бомбазине, которая так долго царствовала в этом столетии, но все
викторианство нельзя назвать уникальным явлением, принадлежащим только XIX веку
и только Британской империи. Даже Китай пострадал от собственной разновидности
викторианства (вызванной как страхом перед западным империализмом, так и
неоконфуцианским ханжеством), а в Америке и Германии оно возникло даже раньше,
чем в Англии: в Америке - отчасти как порождение пуританства; в Германии - как
реакция на политические потрясения и новые веяния XVIII столетия. Немного
позднее Франция, преодолевая шестидесятилетний кризис, предшествовавший 1848
году, стала искать личные идеалы, которые могли бы компенсировать политические
разочарования. А в Англии новый и уже твердо стоящий на ногах средний класс,
постоянно обвиняемый в вульгарном торгашеском духе, аккуратно смешал старую
философию с новыми интеллектуальными модами и создал систему морали и поведения,
которая смогла удовлетворить его социальные амбиции.
Поскольку между Европой
и Америкой существовало устойчивое культурное взаимодействие, вполне
естественно, что новые общественные отношения приняли везде сходные формы, и,
возможно, в один прекрасный день кому-нибудь удастся объяснить, почему эти формы
получились именно такими: почему элегантный классицизм XVIII века,
уравновешенный легкомысленными причудами европейских толкователей Конфуция и
готических романов, привел в XIX веке к чопорной помпезности, слегка
оживлявшейся страстным мелодраматизмом романтиков, которые обожали всяческую
экзотику (и особенно все, что относилось к средневековью). "Серьезная" готика,
отличавшаяся от искусственного готического стиля, принятого несколькими
десятилетиями раньше, наиболее очевидно проявлялась в литературе и архитектуре
(причем в последней витиеватость и богатство характеризовали все структурные и
декоративные элементы) но имела также и более далеко идущие последствия. Когда
джентльмены викторианской эпохи, в сюртуках и с огромными бакенбардами,
охваченные ностальгией по средневековью, стали культивировать ту высокопарную и
чрезмерную учтивость по отношению к дамам, которая, по их искреннему убеждению,
являлась отражением рыцарских идеалов, они попутно (без всяких дурных намерений)
низвели этих дам до положения зрителей на турнире жизни. То, что было сказано
Гарриет Мартино об американцах 1830-х гг., с успехом можно отнести и к
европейцам: они подарили женщинам снисходительность, как замену справедливости.
И женщины, к сожалению, поощряли мужчин: им нравилось, что им поклоняются и во
всем уступают, что о них заботятся; им льстило, что их считают нежными, ранимыми
и слабыми - чистыми ангелами, к которым мужчина обращается ради отдохновения от
грубого, жестокого делового мира.
Эта была игра для двоих, и жены были
вынуждены отвечать на заботу о них, относясь к мужу как к чему-то среднему между
Господом Богом и сэром Галахадом. Как говорит миссис Сара Эллис в книге,
вышедшей в 1842 году, адресованной женщинам Англии, важно было признавать
"превосходство вашего мужа просто как человека.. В характере благородного,
просвещенного и подлинно доброго мужчины есть сила и утонченность, так похожая
на то, что мы считаем природой и свойствами ангелов, что... нет никаких слов,
чтобы описать степень восхищения и уважения, которую должно вызывать созерцание
подобного характера... Быть допущенной к его сердцу - разделять его заботы и
быть избранной подругой в его радостях и бедах! - трудно сказать, смирение или
благодарность должны преобладать в чувствах женщины, которая отмечена таким
благословением". Но за роскошной прозой миссис Эллис скрываются острые шипы,
которые не порадовали бы ее предшественников - автора Книги Притч, Исхомаха,
даму Пэн Чао, святого Иеронима и всех прочих. Ведь давая понять, что
превосходство мужчины входит в естественный порядок вещей, она добавляет, что
дела обстоят именно так даже вопреки тому факту, что жена может иметь "более
высокие таланты и познания", чем ее муж.
Читать полностью (.doc)
Читать полностью (.doc)