Сексуальная ориентация и ее отклонения
Разделение человеческих особей на мужчин и
женщин предполагает у каждого индивидуума полное соответствие своему
полу анатомического строения (половые органы, мужские или женские
пропорции тела), полового самосознания (ощущение себя представителем
определенного пола), половой роли, наконец, адекватную направленность
полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового
поведения.
Половое самосознание - это восприятие себя
как человека определенного пола. Оно складывается из представления
человека о том, насколько он похож на людей своего пола и представления о
том, на кого бы он хотел быть похожим. Половое сознание формируется на
протяжении всей жизни, и в каждый период жизни имеет свои особенности.
Моментом, "запускающим" половое самосознание, является признание ребенка
лицом мужского или женского пола. В дальнейшем, основываясь на простом
подражании и на сознательном соотнесении себя с людьми своего пола, дети
начинают осваивать половые роли.
К определенному возрасту ребенок осознает
себя мальчиком или девочкой. Сравнивая себя с другими, общаясь с ними,
он получает образное представление о своей половой принадлежности,
усваивает половые роли. В основе этого процесса - представление о
мужчине и женщине, которое сложилось в данной культуре и которое
включает их роли не только в сексуальной жизни, но и в социальной сфере
(осознание своих места и роли в семье и обществе).
Из социологии и этнографии известно, что
половые роли, в том числе половое разделение труда, в разных обществах
складываются неодинаково и зависят от общественного строя.
Психологи отмечают, что далеко не все
индивидуальные свойства мужчин и женщин обусловлены их половой
принадлежностью. Часто они опосредуются и видоизменяются условиями
среды, воспитанием, родом деятельности и др. Это полностью относится и к
половому поведению.
Полоролевое поведение - это действия
индивида, которые определяют его принадлежность к определенному полу.
Это в основном знаковое поведение, строящееся на различиях во внешности
(прическа, использование косметики, украшений и др.), одежде, манере
держаться, системе жестов, лексике. Знаковые различия, основанные на
половом сознании, дают возможность проявить свою половую принадлежность.
Если в поведении человека содержится недостаточно знаков его половой
принадлежности, это вносит тревогу и дискомфорт в общение с ним. Половое
поведение не является раз и навсегда сформированной моделью поведения, а
представляет собой определенный набор ролей, который постоянно
претерпевает изменения. Требования к половому поведению, предъявляемые
обществом, имеют половую и возрастную дифференциацию.
Сексуальная, а точнее психосексуальная,
ориентация - это направленность полового влечения, определяющая выбор
сексуального партнера и особенности полового поведения. Ее формирование
начинается в детстве и завершается ко времени наступления половой
зрелости. На становление сексуальности человека и связанный с этим
процесс выбора сексуального объекта влияет несколько факторов. В первую
очередь, это анатомо-физиологические изменения, происходящие в организме
с момента рождения и особенно бурно в период полового созревания.
Изменения происходят на гормональном уровне. В это время у подростков
появляются вторичные (внешние) половые признаки, начинается процесс
подготовки организма девочки и мальчика к выполнению репродуктивных
функций. Биологически организм готовится и в определенный момент
становится готовым в полной мере проявлять разнообразные сексуальные
реакции.
Вторым фактором, формирующим чувство половой
принадлежности, сексуальные предпочтения и формы поведения, является
усвоение образцов поведения через подражание, принятие приемлемых для
себя моделей (стереотипов) поведения. В не меньшей степени на
формирование реакций и форм сексуального поведения влияет вся личность
человека, особенно его интеллектуальное, эмоциональное развитие,
физиологическая и социальная зрелость, уровень самооценки. Все это
определяет ориентацию человека в окружающей среде, его возможность
контроля за поведенческими процессами.
Влияние окружающей социокультурной среды -
третий фактор становления сексуальности. В детстве, далее в подростковом
возрасте идет процесс усвоения норм, взглядов и особенностей поведения,
которые перенимаются от окружающих в конкретное время в конкретной
историко-культурной обстановке. В дальнейшем данные нормы и взгляды
перестают осознаваться как заимствованные извне и воспринимаются
личностью как собственные.
У людей выделяют различные варианты сексуальной ориентации (или направленности полового влечения).
Сексуальное влечение, направленное на лиц
противоположного пола, - гетеросексуальность - воспринимается как нечто
само собой разумеющееся, естественное, заданное самой природой. Наиболее
распространенное отклонение от гетеросексуальности - гомосексуальное
влечение - направлено на лиц того же пола и встречается у 2,5% женщин и
5% мужчин. Влечение к лицам обоих полов - бисексуальность - очень редко
встречается у мужчин и наблюдается у 1,5% женщин. Иногда она выступает в
качестве переходной фазы в период становления сексуальности.
Как известно, в нашей стране до середины
30-х годов гомосексуальные отношения не были уголовно наказуемы, хотя
открыто не демонстрировались и неизменно вызывали крайне негативную
реакцию в обществе. Затем законодательством был введен запрет
мужеложества. В июне 1993 г. уголовное наказание за мужеложество было
отменено. Появились специализированные печатные издания, статьи и
телепередачи о людях с различной сексуальной ориентацией. Они отвечают
наметившейся тенденции убедить всех рассматривать гомосексуальность как
реально существующее явление.
Гомосексуальное поведение встречается как у
человека, так и у животных (от насекомых до млекопитающих), но при всей
внешней схожести оно резко различается. У человека гомосексуальное
поведение обычно связано с удовлетворением сексуального влечения. У
животных подобное поведение сексуального характера обычно не носит.
Настоящие гомосексуальные контакты среди животных встречаются, как
правило, у особей, выращенных в неволе, особенно у живших с раннего
детства в однополых коллективах (чаще у выращенных в клетках, чем в
более свободных условиях). У животных, выросших в естественных условиях,
гомосексуальные контакты наблюдаются у незрелых особей на ранних
стадиях полового созревания.
Анализ человеческих культур показал наличие
гомосексуальности на протяжении всей истории. В древних высокоразвитых
цивилизациях подобные отношения были дозволены и даже санкционированы:
античные Афины, позднереспубликанский и раннеимперский Рим, культуры
Среднего Востока, феодальная и раннесовременная Япония.
Идея о том, что гомосексуальность связана с
ересью, набрала силу в средние века, когда стали появляться секты,
которые подвергли сомнению доктрины универсальной католической церкви.
Церковь в свою очередь выработала санкции против гомосексуальности (в
XVI веке Папа Римский Павел IV сжигал гомосексуалов на костре вместе с
еретиками).
Причины подлинного (истинного)
гомосексуализма, то есть гомосексуального влечения, до настоящего
времени еще не выявлены. Хотя на эту тему имеется большое количество
исследований и теорий, нет никаких высказываний или утверждений с
обоснованием гомо- или гетеросексуальности, которые отвечали бы точным
научным критериям оценки. Все объяснения этого явления можно свести к
двум группам: 1) гомосексуальность вызывают постнатальные (действующие
после рождения) психосоциальные воздействия; 2) гомосексуальность
обусловлена пренатальными (действующими до рождения) причинами, иными
словами, она заложена генетически или приобретается во время
внутриутробного развития, значит, существует по меньшей мере
пренатальная предрасположенность к тому, что позже она проявится.
Некоторые исследователи предполагают взаимодействие обеих групп
факторов.
Некоторые ученые ставили вопрос: не является
ли гомосексуальность неврозом, например формой неправильного
психического развития вследствие отрицательных наследственных факторов
или более поздних вредных воздействий внешней среды? В настоящее время
почти все эксперты отвечают на этот вопрос отрицательно. Они считают,
что каковы бы ни были причины гомосексуальности, она относится к
сущности ее носителя, точно так же, как гетеросексуальность у
большинства людей.
С другой стороны, гомосексуалам (мужчинам)
свойственны большая сексуальная неразборчивость и большее количество
партнеров, чем у гетеросексуальных мужчин, а также более высокая
заболеваемость болезнями, передаваемыми половым путем, включая СПИД.
Лесбиянство - женская гомосексуальность (по
названию греческого острова Лесбос в Эгейском море). Лесбийская любовь
менее изучена, чем гомосексуализм у мужчин. Лесбиянство было
распространено на востоке и юге Азии (Ассирия, Вавилон, Древняя Индия), а
также в Африке (Египет), оттуда распространилось в Древнюю Грецию и
Рим, а затем уже в Западную Европу и Америку.
Свои лесбийские наклонности женщины могут
осознавать постепенно и при отсутствии сильного сексуального влечения
женщине легче скрывать гомоэротические наклонности от себя и окружающих,
возможно даже вытесняя их из собственного сознания, или маскировать их
менее подозрительными духовными дружескими связями. Нередко сначала
становятся заметными только отвращение к сексу и отсутствие эротического
интереса к мужчине. Для лесбиянок, как и для большинства других женщин,
большую роль играет эмоциональная сторона любовных отношений. В силу
этих и других причин гомосексуалы-женщины меньше обращают на себя
внимание в обществе, совместная жизнь двух женщин, путешествия,
посещения театров, танцы друг с другом и прочее возбуждают меньше
подозрений и меньше шокируют, чем проживание мужчин вдвоем.
Роль консультирования при отклонении
сексуальной ориентации. Не только взрослым, но и подросткам сексуальные
чувства могут приносить радость, боль, смятение, оказываться
всеобъемлющими и сильными эмоциями. Важно, чтобы рядом был кто-то, с кем
бы они могли поговорить об этих чувствах.
При отклонении сексуальной ориентации у
подростка ему, а также его родителям следует проконсультироваться у
специалиста (психотерапевта, сексопатолога). Во время консультации,
которая должна проходить только в конфиденциальной обстановке,
специалист должен выяснить причины такого поведения. При этом необходимо
учитывать взаимоотношения родителей, отношения родителей с ребенком и
др. Консультант должен очень внимательно и доброжелательно вести беседу с
подростком и его родителями. Его задача - помочь найти выход из
сложившейся ситуации, дать рекомендации по вопросам общения с ребенком.