Социальная и демографическая динамика сообщества пользователей компьютерных сетей
За последние годы в России сформировался
новый тип cоциального сообщества - пользователи глобальных
компьютерных сетей (Voiskounsky & Hilton 1995). Формирование такого
сообщества обусловлено разнообразными факторами - экономическими,
социальными, техническими, политическими и психологическими. В
результате популяция пользователей сложилась и развивается как сложное
динамическое eдинство, одновременно чувствительное к влиянию процессов,
идущих в обществе и активно формирующее общественные интересы и
настроения (например, общество стало интересоваться Интернетом).
Это сообщество привлекает
исследовательские интересы представителей социологической и
психологической науки. РОЦИТом и некоторыми другими организациями,
преимущественно за рубежом (Veskimagi 1997; Перекресток, 1997;
CEENet, 1997; Что делать.., 1997) проводятся отдельные или достаточно
систематические опросы
пользователей компьютерных сетей. Анализируется структура
российского Интернета, его языки, соотношение бизнеса и Интернета в
России, информационный спрос, наиболее популярные
информационные системы (Что делать.., 1997). Проводятся
парциальные опросы по конкретным проблемам, например, по вопросу
объединения России и Белоруссии, прогнозам будущего развития
Интернета в России (Перекресток, 1997). Аналогичные опросы
проводятся и в других странах, например, в Эстонии. Они посвящены
проблемам использования Интернета в этой стране, особенностям
организации работы в Интернете (Veskimagi, 1997). Обширный цикл
опросов проводится в Соединенных Штатах исследовательским Центром
Компьютерного колледжа Института Технологии штата Джорджия. Опрос
пользователей WWW в 1997 г. включал вопросы о привычках и
предпочтениях пользователей, аттитюдах и мнениях по социальным и
экономическим вопросам, о проблеме конфиденциальности при работе
в режиме on-line (GVU`s.., 1997). Особенности развития Интернета в
странах Центральной и Восточной Европы исследуются Ассоциацией Сетевой
Коммуникации (CEENet). Описывается неравномерность развития
инфраструктуры телекоммуникаций в описанной регионе, отсутствие
единых закономерностей в этом процессе (CEENet, 1997).
В 1997 г. был проведен опрос 320 москвичей в
возрасте 16-30 лет (Землянская и др., 1998), в том числе не
обладающих опытом работы в Интернете. Характерно, что лишь 2 %
опрошенных высказали негативное отношение к Интернету. Страх
перед компьютером характерен для 11% респондентов. Из тех, кто
работает в
Интернете, около 3% делают это из дома, 43% - на службе, а 13% - в
учебных заведениях, на работе у родителей или у друзей. Среди
позитивных моментов развития Интернета молодые москвичи признают
возможность "доступа к большому объему информации" (48%
респондентов), "широкие возможности для общения" (19%);
"вхождение России в мировое информационное пространство" (17%); среди
негативных - "незащищенность информации" (10%); "плохое качество
связи" (7%); "высокая стоимость услуг и технического
обеспечения" (7%); "опасность потери живого общения "(7%);
отрицательных сторон не усматривают около 16% респондентов.
Большое распространение получили опросы посредством компьютерных сетей в
тех странах, где развита торговля посредством Интернета: для
предложения товаров и для организации рекламы необходимо иметь
достаточно полные сведения о популяции тех, кто пользуется Интернетом.
Применяются два основных метода опроса: построение
выборок внутри известной популяции или помещение опросников на
WWW-сервере либо в телеконференции с последующим привлечением к ним
внимание потенциальных респондентов. В последнем случае респондентов
называют "self-selected" (т.е. те, кто откликнулся, или сам себя
отобрал) (Walsh e.a., 1992).
В исследовании, результаты которого
рассматриваются в данной статье, использованы оба способа проведения
опроса. При этом большая часть респондентов не выбраны при
планировании работы, а "сами себя отобрали". Возникает вопрос о
том, какую часть популяции (либо всю популяцию) пользователей
Интернета в стране
представляют наши респонденты. Содержательный анализ заставляет
предположить, что они представляют собой выборку из популяции
активных и интересующихся деятельностью своих коллег в Интернете
пользователей компьютерных сетей; они в значительной степени
определяют направления развития Интернета в России. В то же время они
не репрезентируют всю популяцию пользователей Интернета в
стране, поскольку такая популяция включает ряд малоактивных
пользователей, выполняющих весьма ограниченный набор функций. Такие
пользователи почти не присутствуют в наших выборках.
Целью исследования является составление
социального, демографического и психологического "портрета"
пользователя компьютерной сети, а также выявление идущих внутри
сообщества пользователей динамических процессов. Исследование
ведется в
рамках социально-психологических работ, проводимых психологами из
Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в тесном
сотрудничестве с РосНИИРОС и с Ассоциацией RELARN. Основными
методами, с помощью которых проводилось исследование, были личные
беседы и интервью с пользователями компьютерных сетей, а также
наблюдение (в том числе включенное) за их
деятельностью, и анкетирование пользователей с помощью специально
разработанных опросников. Анкеты рассылались по электронной почте.
В силу этого значительная часть респондентов работают в Интернете и
представляют собой наиболее массовую группу пользователей,
имеющих доступ лишь к электронной почте. Проведение опросов с
помощью компьютеров и компьютерных сетей представляет собой
развивающуюся среду исследовательской и
деловой активности, в которую включаются специалисты во всем мире
(Anderson et al. 1995;Saris, 1991). Опросы русскоязычных
сетевиков проводятся начиная с 1992 г. и охватывают пользователей ряда
сетей (Relcom, Glasnet, Radio-MSU, Fidonet и др.). Как правило,
респонденты подписаны на телеконференции и представляют наиболее
активную выборку пользователей, заинтересованно относящихся к
своей деятельности, связанной с компьютерными сетями, к
деятельности других людей и к перспективам развития
Интернета. В настоящей работе остановимся на демографических и
социальных данных, полученных в 1992-1995 гг. Предварительные
результаты работы публиковались ранее (Арестова и др.,
1996,Arestova et al., 1993, 1996). В ходе работы был разработан проект
создания специальной социально-психологической службы, одной из
главных функций которой было бы проведение психологических и
социологических исследований (Арестова и др.,
1992).
Количество участников этих опросов
представляется репрезентативным: в 1992 г. в опросе участвовало 166
человек, в 1993 г. - 305, в 1994 г. - 489, в 1995 г. - 435, в 1996 г. -
674, в 1997 г. - 586.
Некоторое уменьшение выборки в 1997 г.
было следствием изменения способа рассылки опросников по электронной
почте: из-за протестов со стороны некоторых участников сети BBS FIDO
опросник не рассылался в эхо-конференции FIDO. В качестве
респондентов
выступили русскоязычные пользователи глобальных компьютерных сетей
на территории России, стран СНГ и стран Балтии.
Возрастные параметры
Результаты исследования показали, что
наибольшую по численности группу респондентов составляют лица
21-25 лет. Несколько меньшую часть пользователей представляют
респонденты в возрасте 26-30 лет. Все возрастныыые категории
пользователей приобрели устойчивое значение и колеблются в
незначительных пределах.
Таким образом, можно сказать, что
возрастные показатели популяции пользователей Интернета
стабилизировались, а наблюдаемая динамика связана главным образом с
постепенным старением возрастной группы 21-30 лет.
Возраст | 1992, % | 1993, % | 1994, % | 1995, % | 1996, % | 1997, % |
менее 20 лет | 2 | 5 | 12 | 13 | 15 | 13 |
21-25 | 25 | 30 | 30 | 36 | 31 | 33 |
26-30 | 32 | 30 | 23 | 20 | 23 | 21 |
31-35 | 18 | 18 | 15 | 14 | 14 | 14 |
36-40 | 11 | 10 | 7 | 8 | 8 | 8 |
41-45 | 6 | 5 | 6 | 5 | 5 | 5 |
46-50 | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 |
более 50 лет | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
По стажу работы в компьютерных сетях
было получено прогрессирующее увеличение количества пользователей,
длительно работающих в сети. По данным опроса 1997 г.
наиболее многочисленной является группа пользователей со стажем работы
в
сети более трех лет. В то же время уменьшилось количество
новичков, приславших ответы на анкету и работающих в сети менее 3
месяцев. Этот факт может объясняться не уменьшением числа новых
пользователей, а уменьшением их интереса к чтению телеконференций,
в которые рассылались наши анкеты.
Стаж работы | 1992, % | 1993, % | 1994, % | 1995, % | 1996, % | 1997, % |
менее 3 мес. | 22 | 6 | 10 | 6 | 5 | |
3-6 мес. | 31 | 19 | 11 | 11 | 8 | 7 |
6-12 мес. | 36 | 23 | 21 | 17 | 13 | 14 |
1-1,5 г. | 15 | 13 | 15 | 15 | 13 | 14 |
36-40 | 11 | 10 | 7 | 8 | 8 | 8 |
1,5-2 г. | 8 | 15 | 17 | 11 | 14 | 12 |
более 2л. | 10 | 5 | 16 | 18 | 18 | 14 |
более 3 лет | 3 | 14 | 17 | 26 | 32 |
Вопрос о том, на какие телеконференции подписываются пользователи, позволил выявить следующую динамику.
Популярность конф. | 1992, % |
1993, % |
1994, % |
1995, % |
1996, % |
1997, % |
коммерческие | 71 | 50 | 34 | 33 | 40 | 26 |
научные | 19 | 21 | 40 | 32 | 34 | 33 |
программистские | 69 | 69 | 65 | 61 | 63 | 60 |
организационные | 64 | 47 | 49 | 43 | 40 | 29 |
хобби и юмор | 28 | 41 | 49 | 56 | 58 | 54 |
по искусству | нет д-х | 22 | 16 | 25 | 22 | |
политич., религиоз. | нет д-х | 10 | 14 | 15 | 11 | |
внетематические | нет д-х | 36 | 35 | 36 | 26 | |
не подписаны | 4 | 6 | 4 | 6 | 3 | 4 |
Отметим, что сумма процентов по вопросам
не всегда равна 100, т.к. допускался одновременный выбор сразу
нескольких пунктов меню.
Резко уменьшилась популярность коммерческих
телеконференций. Это объясняется переходом коммерческих пользователей
на работу с систематизированной информацией (в частности, WWW). Резко
упал интерес к организационным телеконференциям.Это может объясняться
тем, что правила работы в Интернете являются устоявшейся системой и не
требуют постоянного контроля за их изменением со стороны
пользователей. Информацию организационного характера респондентам все в
большей степени предоставляют вторичные провайдеры
телекоммуникационных услуг. Как показал опрос 1997 г., уменьшился
интерес также и к внетематическим телеконференциям. Усилился по
сравнению с 1992 г. и стабилизировался интерес к телеконференциям по
научной тематике, что следует напрямую связать с усилиями
отечественных и иностранных организаций, предоставляющих доступ к
Интернету научным и образовательным учреждениями в России и СНГ. В целом
можно сделать вывод о некотором уменьшении популярности
телеконференций в целом как вида информационных услуг.
Полученные нами данные могут быть
сопоставлены с результатами опроса РОЦИТа (Что делать.., 1997).
Поскольку опрос РОЦИТа анализировал информационные запросы
пользователей
Интернета, а не подписку на телеконференции, как в нашем случае, можно
говорить только о частичном пересечении полученных данных. При
проведении опроса использовалась иная, отличная от нашей, методика
сбора данных. Как следствие, респонденты принадлежали к несовпадающим
популяциям пользователей. Как показал опрос РОЦИТа, данные которого
опубликованы в ноябре 1997 г. на сайте
http://www.interrussia.com/online/rusint.html, информационные
запросы пользователей Интернета имеют следующее распределение по
интересам: наука, образование, технологии - 15% - (33% по нашим
данным); культура и искусство - 8% - (22% по нашим данным);
политика, социальные вопросы - 2% - (11%); новости и публицистика - 5%-
(аналогичных данных нет); секс - 1% - ( нет данных); бизнес и экономика -
23% - (26% по нашим данным) ; Интернет и компьютеры - 34% - (60% по
нашим данным); здоровье, спорт и отдых - 11% -
(54% по нашим данным).
Как видим, данные, полученные на материале
предпочитаемых телеконференций и информационных запросов в Интернете,
совпадают лишь отчасти. Для получения сопоставимых данных
требуется унификация методик и согласование выборки респондентов.
По регионам респонденты распределились следующим образом:
Регион | 1995, % | 1996, % | 1997, % |
Москва и область | 26 | 27 | 20 |
С.-Петербург и область | 7 | 9 | 7 |
Другие рег.Евр.части России | 18 | 14 | 22 |
Урал | 8 | 14 | 11 |
Сибирь | 9 | 10 | 9 |
Д. Восток | 2 | 2 | 2 |
Украина | 23 | 18 | 26 |
Балтия | 1 | 1 | 1 |
Другие страны СНГ | 2 | 0 | 3 |
В 1992-1994 г.г. данные такого рода не
запрашивались. Таким oбразом, наибольшую активность в рамках
проводимых опросных исследований проявили пользователи компьютерных
сетей, проживающие в центральных областях России и на Украине.
По-видимому, говорить об исчезновении проблемы коммуникативной
изоляции жителей периферийных территорий пока рано. Вместе с тем нельзя
не отметить реальную значимость Интернета в объединении
(информационном, коммуникативном и организационном) периферийных и
центральных районов огромной страны, разобщаемой политическими и
экономическими проблемами.
Другим аспектом региональной проблемы
является величина населенных пунктов, в которых проживают респонденты.
Как показал опрос 1997 г., 57% опрошенных проживает в городах с
более чем миллионным населением; 13% - в городах от 500 тысяч до
1 миллиона; 10% - в городах от 300 до 500 тысяч; 12% - в городах от
100 до 300 тысяч и лишь 7% - в городах и населеных пунктах с
населением менее 100 тысяч человек.
По собственной оценке респондентов, их профессиональная принадлежность такова:
Профессия | 1992, % | 1995, % | 1996, % | 1997, % |
программисты | 64 | 47 | 45 | 37 |
сетевики | 25 | 28 | 27 | |
научн.работн. и преподав. | 19 | 23 | 17 | 21 |
служ. коммерч. фирм | 20 | 15 | 17 | |
электронщики | 16 | 15 | 14 | |
учащиеся | 10 | 17 | 18 | 19 |
люди свободных профессий | 14 | 12 | 9 | |
бизнесмены | 43 | 11 | 11 | 8 |
работники производства | 6 | 6 | 4 | |
журналисты и работ. рекламы | 4 | 2 | 8 | 7 |
управленцы, менеджеры | 28 | 18 | 17 |
Напомним, что превышение суммы по столбцам 100% объясняется возможностью выбора нескольких пунктов меню одновременно.
В опросах 1993-1994 годов такие данные не
запрашивались. Как видно из результатов, больше всего среди респондентов
сетевиков, программистов и научных сотрудников (преподавателей).
Наименьшее количество ответов получено от производственников,
журналистов и людей свободных профессий.
Динамика изменений состоит в
прогрессирующем уменьшении количества респондентов-программистов. Этот
результат предположительно может быть связан с измением социального
статуса
профессии программиста. Наличие обширного рынка компьютерных
программ привело к уменьшению спроса на специальные прикладные
программы, написанием которых и занималась основная часть
программистов. Это привело к уменьшению количества людей,
профессионально занимающихся программированием, к совмещению
программистами профессий сетевика, менеджера и других.
Лишь в опросах 1996 и 1997 г. респонденты
сообщали о своей половой принадлежности. В 1996 г. женщин было 8% и
мужчин 92%, а в 1997 г. женщин стало 10%, а мужчин - 90%. Как видим, в
целом женский контингент весьма слабо представлен среди пользователей
Интернета в России и странах СНГ. Отмеченный к 1997 г.некоторый рост
числа респондентов-женщин не свидетельствует о выравнивании полового
состава пользователей компьютерных сетей.
Респонденты отвечали на вопрос об
эффективности компьютерных сетей как средства завязывания новых и
поддержания сложившихся коммуникативных контактов.
Характер знакомств | 1992, % | 1994, % | 1995, % | 1996, % | 1997, % |
деловыe | 42 | 24 | 22 | 26 | 29 |
хорошие товарищи | 28 | 30 | 31 | 32 | 34 |
зарубежные | 26 | 36 | 39 | нет | |
назойливые клиенты | 8 | 9 | 8 | 28 | |
новый круг общения | 58 | 58 | 55 | 53 | |
приятные встречи | 25 | 23 | 22 | ||
сплошные разочаров. | 1 | 1 | 1 | ||
близкие по интересам | 51 | 46 | 45 | 47 | |
полезные знакомства | 44 | 39 | |||
ненужные контакты | 7 | 8 | 11 | 28 | |
не приобрел контакт. | 25 | 7 | 9 | 5 |
Наибольшая динамика отмечается по
графам "назойливые клиенты" и "ненужные контакты". Число таких
контактов в 1997 г. резко возросло.
Вместе с тем стабильно высоким остается
уровень деловых и дружеских контактов. Это позволяет предполагать,
что Интернет сохраняет свои позиции как новая, активно влияющая
на круг общения пользователей, коммуникативная среда. Учитывая
активность респондентов с Украины (и из других стран), можно
предположить,
что Интернет в определенной степени способствует преодолению
разобщенности жителей единой в прошлом страны.
Вид услуг | 1995, % | 1996, % | 1997, % |
Электронная почта | 98 | 96 | 99 |
Телеконференции | 91 | 96 | 99 |
FTP | 51 | 57 | 63 |
WWW | 41 | 63 | 81 |
BBS | 32 | 28 | 18 |
Telnet | 30 | 29 | 25 |
Как видим, наиболее популярным способом
работы в компьютерных сетях остается пользование электронной
почтой, привлекательность которой объясняется низкой стоимостью и
высокой скоростью. Наблюдается уменьшение популярности участия в
телеконференциях при увеличении популярности FTP и особенно
WWW.Уменьшается популярность BBS и Telnet.
Вывод состоит в том, что пользователи
предпочитают пользоваться более структурированной информацией
высокотехнологичных видов информационных услуг (WWW). При этом
популярность телеконференций и BBS снижается по причине их
относительной простоты и малой структурированности информации.
Состав респондентов проявляет заметное
постоянство при опросах, проводимых в течение 6 лет. Из этого
можно сделать вывод, что популяция активных пользователей Интернета в
России (а отчасти и в ближнем зарубежье) стабилизировалась по
своим
социально-демографическим показателям. Мы предполагаем, что наши
респонденты в достаточной мере репрезентативно представляют данную
популяцию, которая не может быть описана более конкретно. Тем самым
продолжающееся в течение 5 лет исследование фактически может считаться
мониторингом популяции пользователей компьютерных сетей в постсоветском
пространстве. Особое значение приобретает
тот факт, что примерно четверть респондентов представляют
Украину, так что исследование не ограничивается рамками России.
Динамические изменения наблюдаются в
основном в сфере пользовательских интересов, предпочитаемых форм
информационных услуг, оценок коммуникации, осуществляемой посредством
Интернета. Наблюдается сдвиг интересов пользователей в
сторону
высокотехнологичных услуг типа WWW и FTP, в том время как
популярность телеконференций и BBS уменьшается.
Этот факт косвенно подтверждает актуальность
проблемы поиска нужной информации среди практически неограниченных
возможностей выбора. Это выводит на первый план проблему
структурирования хранящейся и циркулирующей в Интернете
информации, поиска критериев структурирования (а следовательно, и
поиска) этой
информации в сети.
Отмечается сдвиг интересов пользователей от
процессуальных моментов функционирования Интернета (отражаемых,
например, в организационных телеконференциях) в сторону
содержательных информационных моментов. Иными словами, сам Интернет
все более становится скорее средством выполнения других видов
деятельности,
нежели непосредственной целью пользователя (что наблюдается,
например, на начальных стадиях работы в Интернете).