Способности, их измерение и развитие
Б. М. Теплов. 1) способность есть
индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей.
Это переменная. Ее можно измерять. 2) способность есть свойство,
связанное с успешным освоением / осуществлением деятельности. Это успех.
Его можно измерять. 3) способности не тождественны ЗУН. Способность –
не результат, а условие, готовность, процесс освоения ЗУН. Итог:
способность – индивидуальное качество, связанное с готовностью к
успешному освоению определенной деятельности. (1) capacity – условие,
возможность (связь с телом, организмом). Capacity – анатомические и
физиологические особенности, которые определяют возможность развития
органа в оптимальных условиях. Это задатки. Вход: возможности развития.
(2) ability – умение, имеющееся средство. Это реализация возможностей.
Выход: результат развития. Между ними – "черный ящик”. Изучение
способностей – изучение процесса их формирования (процесс реализации
задатков). Способности – задатки, проявляющиеся в деятельности.
Способности впервые появляются в деятельности. Способности могут не
сводиться к реализации задатков.
Измерение способностей: основатель
дифференциальной психологии – Ф. Гальтон (Англия). Впервые – метод
опроса (анкетирование). Для измерения – тестирование (точный метод).
Mental test – умственный, психический тест. Тест – короткое испытание с
целью установить наличие, степень выраженности определенного свойства.
Сначала изучались совокупности способностей –
тесты на общий интеллект. А. Бине, Симон (Франция). Задача: выявить
детей с различными способностями к школьному обучению. Понятие общего
интеллекта: на житейском уровне – мышление, т.е. "интеллектуальный” –
"ментальный” – психический в целом. А. Бине не исследовал интеллект, а
искал его показатели. Общее представление об интеллекте: только критерии
отличия одной группы от другой. Тесты Айзенка: изучение интеллекта, а
не способностей.
А. Бине: ограниченное число заданий (30)
для выборки детей (3 – 13). Устанавливает группы заданий, которые
успешно решаются детьми определенного возраста. Выделение "умственного”
возраста. "Умственный” возраст – набор заданий, которые успешно
выполняется детьми определенного хронологического возраста. Успешно
выполненная задача – операциональный критерий для возраста.
США, Стэнфорд, 10-е годы. IQ – процентное
соотношение умственного возраста к хронологическому, показатель
психического развития. Тест Стэнфорда-Бине (тест Векслера).
На основании измерения сложившихся знаний
(операций) делаются выводы о будущих действиях. Проблема диагноза и
прогноза. Готовность к решению задач - уровень IQ. Решение о повышении
надежности и валидности теста. Надежность – воспроизводимость
результатов на новых испытуемых. Повышение надежности – увеличение
количества испытуемых, заданий в тесе, проб. Появляется возможность
построить несколько заданий для каждой конкретной способности. Если
решение нескольких заданий коррелирует между собой, то повышается их
надежность. Валидность – "полноценность” – степень соответствия
содержания выполняемого теста измеряемой способности или изучаемой
деятельности. Если между способностями и задатками есть явная связь, то
нет проблемы валидности (музыкальный слух и музыкальная способность).
Вместо диагностического возникает исследовательский подход. Построение структуры интеллекта.
Проблема базовых способностей. Проблема
группировки тесов решения с помощью статистического метода – факторного
анализа (автор – Спирмен). Факторный анализ – установление корреляции
результатов отдельных тестов. Анализ факторов – выделение групп
факторов, которые коррелируют между собой. Способность – внутренний
источник средств. Вопрос о названии для выявляемых групп. А) способность
в психодиагностике – психический процесс в общей психологии, их
соотнесение. Б) обработка конкретного материала, с которым работает
испытуемый. Базовая способность – та способность, которая тестируется с
помощью нескольких методик, и результаты этих методик коррелируют между
собой. Например, работа с речевым, семантическим материалом – (а)
вербальная способность. В нее входит: понимание высказываний, темп речи,
разгадывание анаграмм, придумывание рифм, порождение ассоциаций. Объем
способности – количество материала, которое в принципе может быть
порождено. Индивидуальность (оригинальность) способности – измерение
частотных характеристик материала. Другие способности: (б)
пространственная способность: восприятие пространственных отношений,
наглядное представление объекта в различных ситуациях, порождение
сложных конфигураций. (в) логический фактор: возможность составлять
правильный силлогизм, возможность установить последовательность,
возможность сравнить 2 суждения и др. (г) числовой фактор и др.
Структура интеллекта. Изучение способностей
не на уровне операций, а на уровне действий. Гилфорд. Способность как
решение задачи. 5 * 4 * 6 = 120 способностей. Сейчас изучено около 100
отдельных способностей (+ прогностическая функция).
Ось У (1) – выполняемое действие (Гилфорд:
"операция”) – то действие по решению задачи, которое выполняется при
выполнении теста. 1. Восприятие и понимание материала. 2. Память. 3.
Дивергентность (тест: назвать способы употребления предмета, результаты:
объем и оригинальность, или "спонтанная гибкость интеллекта” у
Гилфорда). 4. Конвергентность – способность опознать объект по его
качественно разным свойствам (тест: отделенные ассоциации, где разные
свойства нужно объединить в одном предмете). 5. Оценка – способность
сделать вывод, правильно сравнить полученный результат и цель.
Ось Х (2) – материал, с которым работает
испытуемый (условия решения задачи). 1. Изобразительный, наглядный
материал. 2. Знаковый, символический. 3. Смысловой, семантический. 4.
Поведенческий.
Ось З (3) – полученный результат. 1.
Элементы. 2. Класс. 3. Отношения. 4. Системы. 5. Преобразование
(систем). 6. Умозаключение (выводы).
Примеры: 1) дивергентность / семантический
материал / элементы. Тест: легкость воспроизведения (назвать как можно
больше предметов, относящихся к данному классу). Дивергентность /
наглядный материал / элементы. Тест: возможность дополнения
геометрических фигур. 2) дивергентность / семантический материал /
классы. Тест: варианты применения (необычное применение привычных
объектов). 3) дивергентность / семантический материал / отношения. Тест:
легкость ассоциирования (ассоциации к данному слову – значения,
различаемые по контекстам). 4) дивергентность / семантический материал /
системы. Тест: легкость порождения высказываний (заполнение готовых
форм для предложений). Дивергентность / наглядный материал / системы.
Тест: интерпретация сравнений (сравнить высказывание по логической
форме, закончить предложений будет стремиться доопределить ситуацию и
найти эти средства.
Прямая инструкция, которая указывает на
будущий результат. Косвенная инструкция, которая не связана с ожидаемым
конечным результатом (испытуемый не мотивирован экспериментатором на
креативность).
Д.Б. Богоявленская: метод креативного поля.
Методика "цилиндрические шахматы” (изучение креативности учащихся
Гнесинского училища). Шахматная доска соединена в цилиндр. Шахматная
задача: есть 2 слона и король, нужно поставить максимально опасный мат.
Дан алгоритм: слона нужно поместить на пересечении диагоналей. Фиксация:
обучаемость на уровне действий (как быстро осваивается алгоритм).
Существует и другой способ решения задачи. Если сказать, что оно есть,
то испытуемый его найдет. А если нет? Смекалистый заметит, что между
фигурами все время есть определенное расстояние. Может применить
эвристику вместо алгоритма.
2 уровня креативности: 1)
стимульно-продуктивный уровень. Креативность = 0, но начинает все
быстрее применять алгоритм (мотивация извне). 2) эвристический: переход к
поиску / созданию новых средств постановки цели (мотивация изнутри). 3)
креативный: не только поиск эвристик, но и постановка собственной цели.
Выход за пределы проблемной ситуации – надситуативность.
Развитие способностей. (1) Диагностический
(= структурный) подход: способности – базовые понятия, единицы анализа,
элементы структуры. Задатки определяют область возможностей для развития
способностей. Они проявляются в деятельности, осваивающей что-то.
Б. М. Теплов: изучение музыкальных
способностей. Прямая связь между задатками (абсолютный музыкальный слух)
и предметной спецификой. Н. С. Лейтес: проблема одаренности. Развитие
способностей во времени: задаток чувствителен ко времени развития
человека. Наличие сенситивных периодов – оптимальные временные условия
для развития способностей.
(2) личностный подход (= функциональный).
Способность – функциональное образование, которое появилось в связи с
решением жизненной личностной задачи. Б. М. Теплов: если испытуемый
мотивирован стать музыкантом, то слух можно сформировать. Способности
формируются в деятельности.
Человеку нужны какие-то функциональные
свойства, с которыми можно освоить данную деятельность, и он хочет
этого. Такие способности (2) отличаются от (1) способностей. Это
псевдоабсолютный слух (К. Левин: при решении задачи появляются новые
потребности, которых ранее не было, – квазипотребности). Эти способности
построены путем преобразования других природных задатков.
Итог: (1) диагност подталкивает к развитию
задатков. Наличие средств – возможность поставить цель. (2) наличие цели
(мотива) – возможность создать средства. Но: развитие одних
способностей приводит к изменению / утрате других.