Уступчивость как показатель наличия подавляемых враждебно-агрессивных побуждений
Как известно, вытеснение чувств и побуждений, вызывающих у человека тревогу,
приводит к возникновению невротических симптомов. По мнению ряда авторов (К.
Хорни, Э. Фромм, Д. Бейч, Г. Гольдберг и др.) агрессивные побуждения различного
рода в наши дни образуют один из главных источников невротической тревожности.
"Вытеснить враждебность, как отмечает К. Хорни, означает делать вид, что все
хорошо, и таким образом устраниться от борьбы тогда, когда нам следует бороться
или, по крайней мере, когда нам хотелось бы бороться. Если враждебность
вытесняется в тот момент, когда фактически происходит ущемление интересов
человека, для других открывается возможность взять над ним верх". Существует
множество причин, по которым люди подавляют возникающие у них агрессивные
побуждения. Бейч и Гольдберг выделяют шесть эмоционально разрушительных
установок по отношению к агрессии:
- "Раздражаться вредно и бессмысленно". Это фундамент, на котором возрастает фобия по отношению к агрессии. Однако подавленная агрессия время от времени разряжается во взрывах ярости и раздражительности, что подтверждает худшие опасения этого человека по поводу агрессии.
- "Если я скажу ему (ей), что я в самом деле чувствую, он (она) этого не выдержит".
- "Если я дам волю своим агрессивным чувствам, я могу потерять власть над собой". Однако насилие происходит, как правило, лишь вследствие долго подавляемой враждебности.
- "Такое поведение не прилично!"
- "Если я раскрою перед ними эти чувства, они меня отвергнут".
- "Я боюсь, что они могут сделать в ответ". Человек подавляет агрессию изза страха быть наказанным.
Ситуации подавления агрессивных побуждений часто возникают между взрослыми и
детьми в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда возрастающее желание
ребят быть самостоятельными сталкивается с все еще сильным контролем над их
поведением со стороны взрослых и, в первую очередь, родителей. Неспособность же
детей отделить любовь к родителям от послушания ведет к подавлению негативных
чувств и к возникновению вышеназванных последствий. Изложенные концептуальные
положения подводят нас к проблеме диагностики склонности индивида к подавлению
агрессивных побуждений. Такая диагностика возможна при наличии эмпирических
показателей и инструментария, способного их измерить. Одним из таких
показателей, на наш взгляд, может быть уступчивость человека в тех случаях,
когда ущемляются его интересы. Когда человек вынуждено жертвует значимыми для
него интересами, у него, как правило, возникают отрицательные чувства от легкого
сожаления до обиды, раздражения и гнева, которые могут быть направлены как на
себя, так и на другого человека. Для оценки уступчивости использовался тест
Томаса, выявляющий стили поведения в конфликтных ситуациях. Уровень
агрессивности определялся с помощью проективной методики "Hand-тест".
Способность к проявлению конструктивной агрессии измерялась по шкале
самооценки конструктивной агрессии. Испытуемым предлагалось оценить собственную
способность отстаивать свои, семейные и групповые интересы, настойчиво двигаться
к намеченной цели, даже если при этом может быть нанесен какойлибо ущерб другим
людям. Предполагалось, что неспособность отстаивать свои интересы, отражаемая
шкалой конструктивной агрессии (КА), будет сочетаться с высоким приспособлением
(П) и, в ряде случаев, повышением по шкале агрессивности (А). Так как
бессознательная цель агрессии, измеряемой "Hand-тестом", как отмечают его
авторы, наказание и искупление, то, на наш взгляд, в этом случае можно говорить
о наличии подавляемых враждебных побуждений у человека внешне неконфликтного,
уступчивого.

В исследовании принимало участие 92 учащихся 10-х классов
Барнаульского педагогического лицея. Собранные данные обрабатывались с помощью
t-критерия Стьюдента на основе help`ов по шкалам конструктивной агрессии и
приспособления. Обработка проводилась в два этапа. На первом определялись связи
между шкалами на всей выборке. На втором выборка делилась на две группы по шкале
конструктивной агрессии и определялись связи между шкалами в подгруппах.
Положительная связь между показателями П и А может говорить в пользу того, что
уступчивость может быть показателем наличия подавляемых агрессивных тенденций.
Так как КА и П имеют обратную связь, то логично предположить, что люди не
способные к проявлению КА, а потому приспосабливающиеся к окружающим,
характеризуются наличием подавляемых агрессивных тенденций. Однако положительная
связь между А и КА вносит диссонанс в эти рассуждения, который заключается в
том, что КА и П обратно связаны между собой и, одновременно, положительно с А.
Решение этого противоречия было найдено после второго этапа обработки
полученной информации. На этом этапе выборка была разделена на две группы
относительно среднего по шкале КА. В полученных группах определялась связь между
А и П с помощью tкритерия (см. рис. 2.). В группе с низкой КА связь между А и П
отсутствует, а в группе с высокой КА эта связь положительная. Положительная
связь между П и А в группе с высокой КА может говорить о том, что независимость,
самостоятельность и активность ребят, отражаемые высокими баллами по шкале КА,
приходят в конфликт с все еще сильной зависимостью от значимых других других
(родители, педагоги, группа сверстников), что вынуждает хотя бы частично
уступать требованиям этих значимых других. Однако, вынужденные уступки
(фрустрации) вызывают у них чувства обиды, раздражения и гнева, которые
порождают агрессивные тенденции, что и отражается, возможно, в положительной
зависимости между П и А.
Oтсутствие же связи между П и А в группе с низкой КА может означать, что
ребята не склонные к проявлению КА, реагируют на фрустрации, связанные с
вынужденными уступками, скорее покорностью и унынием, чем гневом и раздражением.
Tаким образом, выдвинутая гипотеза, в результате проведенного исследования,
подтвердилась в том, что у людей, способных активно отстаивать свои интересы,
противостоять другим в их посягательствах, но вынужденных по какимлибо причинам
уступать и приспосабливаться, такое поведение может порождать
враждебноагрессивные побуждения и чувства. Однако, для более обоснованных
выводов необходима разработка и использование более чувствительного к измеряемым
показателям инструментария.