Влияние раннего обучения иностранному языку на психическое развитие ребенка дошкольного возраста
Анализ современного состояния теории и методики раннего обучения
иностранному языку в дошкольных учреждениях позволяет утверждать обоснованность,
позитивное влияние данной образовательной услуги на интеллектуальное развитие
ребенка.
С другой стороны, учитывая современные тенденции образования как целостного
процесса в его непрерывности и преемственности, возникает потребность в изучении
влияния иностранного языка на личностное развитие дошкольника во взаимосвязи
личностного и психического, эмоционального и интеллектуального компонентов. Это
поможет восполнить существующий пробел как при обосновании и проектировании
процесса обучения иностранному языку, так и при решении практических задач
средствами иностранного языка, в конечном счете способствующих личностному
развитию, с учетом центральных и побочных линий этого процесса и зоны ближайшего
развития ребенка.
В работе изучалось влияние раннего обучения иностранному языку на
развитие психологических новообразований детей старшего дошкольного возраста
(как критериев личностного развития: воображение, эмоции, общительность и зона
ближайшего развития - рефлексия).
Теоретико-методологическими предпосылками являются данные экспериментальных
исследований 1985-1995 г.г. по внедрению методики раннего обучения иностранному
языку в дошкольные учреждения и культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
и его последователей.
В теоретической части исследования была построена модель целостного и
непрерывного развития в диалектике психического и личностного развития и в
динамике взаимосвязи центральных и побочных линий развития.
Выявленные психические новообразования дошкольного возраста послужили
показателями в экспериментальном исследовании.
Выявленные модели развития контрольной и экспериментальной групп позволяют
заключить о влиянии раннего обучения иностранному языку на развитие таких
новообразований ребенка дошкольного возраста как воображение, особая внутренняя
позиция, рефлексия: причем становление и развитие их происходит во взаимосвязи и
характеризуется целостным преобразованием структуры взаимосвязанных показателей.
Конституирующими факторами таких изменений являются развитое воображение,
речевая деятельность и общение детей в процессе коммуникативно - направленного
обучения иностранному языку.
Это подтверждает необходимость построения данного процесса в соответствии с
динамикой развития новообразований дошкольного периода и зоной ближайшего
развития.