Женщина при должности
Любой конфликт (в том числе и с руководством) -
столкновение различных точек зрения. Иногда болезненное. Убегать от него
невозможно, отмолчаться - тоже не лучший способ погасить напряжение.
Соберитесь с силами и "войдите" в конфликт:постарайтесь как можно
спокойнее и проще объяснить свою позицию другой стороне.Главная проблема
не ошибка, а отношение к ней. Попробуйте, не оправдываясь и не уклоняясь
от ответственности, не умаляя своей вины, отнестись к случившемуся с долей
здорового юмора: "Не ошибается тот, кто ничего не делает". Шефа не
перевоспитаешь, коллег не переделаешь, но можно измениться самому.
Бытует мнение (его, кстати, разделяют и мужчины, и
женщины), что работать под началом женщины - задача не из легких. Речь не
о том, конечно, что женщине недостает ума быть стратегом или политиком.
Множество примеров (Екатерина II, Маргарет Тэтчер, Индира Ганди) говорит
об обратном. И все же руководителей различают прежде всего по половому
признаку, деловые качества в этом раскладе остаются "за кадром".
Почему так? Функция руководителя - объединять людей в
коллектив, планировать и координировать их действия и осуществлять
контроль над исполнением своих распоряжений, Для этого мало быть
профессионалом - здесь нужно качество, именуемое "лидерством". Подчиненные
должны признавать бесспорный авторитет начальника-лидера, который:
- способен видеть дальше и быть проницательнее любого из них;
- умеет брать на себя инициативу;
- признанный арбитр в межличностных отношениях;
- не боится риска (принимать решения - значит рисковать).
Разве психологический портрет женщины - мягкой,
пассивной, загадочной - не полная противоположность нарисованному выше?
Прекрасная иллюстрация к сказанному - добрачные отношения полов. Мужчина,
завоевывая женщину, предприимчив, напорист, идет напролом, игнорируя
перемены в "сердце красавицы, склонном к измене". Это его качество -
завоевателя, лидера в отношениях полов - распространяется и на служебные
отношения.
Лидерство - понятие многоплановое (как пирог с
трехслойной начинкой). Первый план - профессиональные качества: второй -
степень информированности (и умения добывать информацию) и третий -
эмоциональная сфера. Что касается профессионализма и информированности,
здесь на высоте оба пола. С эмоциями сложнее. Слабый пол опережает в этом
отношении мужчин. Женщины более непредсказуемы (пресловутая "женская
логика"), чаще подвержены смене настроений, предпочитают оценивать
сотрудников по принципу "нравится - не нравится", не могут сосредоточиться
на одной проблеме, отрешившись от всего остального, и т.д. и т.п.
Конечно, никто не обвинит Маргарет Тэтчер в
неумении сосредоточиться, или в отсутствии деловой хватки. И все же
исключения только подтверждают
правило: фундаментальная разница между мужской и женской психикой
существует.
Женщин-руководителей можно классифицировать следующим образом:
"Мужчина в юбке". У женщин этого типа эмоциональная
сфера развита слабо, и они пытаются компенсировать "недостачу" жесткостью,
подчеркнутой авторитарностью в отношениях с подчиненными.
Комплекс эмоциональной неполноценности заставляет их
брать за образец не слишком щепетильных в выборе средств, самоуверенных,
прагматичных коллег - представителей сильного пола. Сослуживцам такого
руководителя не позавидуешь: "мужчина в юбке" ведет своих подчиненных по
производственной жизни железной рукой, да еще в "ежовых рукавицах".
Свободомыслие, обмен мнениями исключаются в корне. В таком коллективе
царит нравственная духота, просыпаются худшие стороны человеческой натуры
- склочничество, подхалимаж. С "мужчиной в юбке" сотрудничают, как
правило, малоквалифицированные работники; профессионалам здесь нечего
делать. Но если случилось так, что ваша начальница - из этой когорты и у
вас есть веские основания мириться с таким положением вещей, помните:
Любая служебная ошибка вызывает у "мужчины в юбке"
стресс. И ваша задача - перевести разговор из плоскости скандала в диалог,
по возможности конструктивный. Для этого вам прежде всего понадобится
умение молчать (пока не пройдет гроза) и дар убеждения (не забывайте о
прагматизме "мужчины в юбке").
"Добрая мама". Эта категория женщин-руководителей -
прямая противоположность описанной выше. Здесь все строится на эмоциях.
Личное обаяние - один из главных рабочих "инструментов" "доброй мамы".
Стиль ее обращения к подчиненным - "мальчики", "девочки", "давайте жить дружно".
"Добрая мама" сверхлиберальна, и потому в коллективах, возглавляемых
ею, мало-помалу воцаряется хаос. Все высказывают свою точку зрения,
игнорируя мнение соседа, а согласовать их и выбрать единственно верную
некому: дирижер ("добрая мама") растворился в оркестрантах (подчиненные),
и симфония превращается в какофонию.
Если вы трудитесь под началом "доброй мамы" и тем не
менее твердо peшили посвящать свое рабочее время работе, обращайтесь со
своими проблемами не к сотоварищу, а напрямую к ней. При этом попытайтесь
как можно эмоциональнее живописать свое предложение, опуская детали и
технические подробности. Если ей понравится, как вы говорили, она
непременно вникнет в то, о чем вы толковали с таким жаром. Естественно,
будучи руководителем, "добрая мама" вынуждена предъявлять претензии
подчиненным. Выглядит это примерно так: "Я столько делаю для вас! Как вам
не совестно" (без конца брать отгулы... задерживать отчет... часами висеть
на рабочем телефоне...). Успокоить расстроенное начальство не составляет
труда - стоит лишь обратиться к его (ее) чувствам: "В метро была такая
давка..."
"Ситуативный" тип женщины-руководителя вплотную
примыкает к предыдущему типу, только лозунг "Давайте жить дружно"
сменяется лозунгом "Все для победы!" Женщина-руководитель этого типа ~
энтузиаст. Она буквально горит на работе:
приходит раньше всех и уходит последней. Рабочий стол ее
завален бумагами, где "важные" перемешаны с "неважными", а "срочные" - с
"долгоиграющими". Столь же хаотичны ее отношения с подчиненными:
начальница "ситуативного" типа может вдруг запамятовать, кто за что
отвечает, к какому сроку должен быть исполнен тот или иной проект и т.д.
Для людей, привыкших к размеренному, неспешному ведению дел, это сущее
наказание. Но если вы твердо знаете свои служебные обязанности и в
состоянии спокойно разъяснить их - все не так уж скверно."Галерею"
женщин-руководителей можно, разумеется, продолжить. Любой из вас с
легкостью сделает это, припомнив свою начальницу. Может быть, помянув ее
при этом не слишком добрым словом.
И тем не менее женщина-руководитель не только не уступает
своему коллеге мужского пола, но во многом и превосходит его, потому
что:
Она тверже отстаивает интересы коллектива, будучи
изначально - и на работе тоже - "хранительницей очага"; легче идет на
уступки во время переговоров; более щедро оплачивает труд подчиненных,
зная по собственному опыту (хозяйки дома) почем фунт лиха; "выращивает"
бизнес терпеливо, как ребенка, без скачков и авантюр, поэтому
возглавляемое женщиной дело (предприятие) более стабильно. Кроме того,
извечная женская тяга к опрятности и чистоте спасает женщину-начальницу от
упреков в мелочности и придирчивости. А душевная грация женщины позволяет
ей отдавать приказы в манере, не задевающей ничьего самолюбия.